Часто родители, пытаясь замотивировать ребёнка на хороший результат, сравнивают его с другими детьми. Так они хотят получить успешного и самостоятельного человека. Однако этот метод воспитания имеет противоположный эффект. Специалисты уверяют: чтобы вырастить уверенного в себе человека, нужно действовать совсем иначе.
Причины, по которым родители сравнивают детей с другими
В большинстве случаев родители сравнивают с другими своих детей из-за собственных амбиций. Они ищут подтверждение того, что они достойные и хорошие через ребёнка. Таким образом взрослые удовлетворяют свои потребности в значимости.
Но сравнение никогда не приносит позитивные результаты. Оно может дать временный эффект повышения мотивации, но впоследствии это сослужит "медвежью услугу". В будущем у таких детей возникает невротическая потребность в конкуренции. Они всю жизнь будут пытаться доказать окружающим своё превосходство.
Негативные последствия для ребёнка
Заниженная самооценка
Когда начинается сравнение ребёнка не в его пользу, он чувствует себя во всём недостаточным. Он недостаточно хорош, недостаточно умён, недостаточно способен. Естественно, что из-за этого сильно понижается его самооценка.
Завышенная самооценка
Есть и другая крайность, когда сравнивают в позитивную сторону. Мать или отец постоянно говорят малышу, что он самый лучший, самый умный, самый красивый и всегда прав. В будущем такие похвалы негативно скажутся на взаимоотношениях с другими людьми.
За словами о «самом-самом» может не быть реальных оснований. Ведь всегда найдётся кто-то, кто будет умней или красивей. Так родители формируют неадекватно завышенную самооценку.
Ольга Маркова
детский психолог
Снижение мотивации
Почему же мотивация снижается, когда её, наоборот, пытаются поднять? Потому что ребёнок, которому вечно ставят в пример других детей, начинает думать, что от него требуют невозможного. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны.
И когда родители требуют у сына или дочки результатов, «как у Маши», а Маша, к примеру, гениальный математик, то малыш начинает думать, что никогда не сможет быть достаточно хорошим в математике. А значит, и стараться нет смысла. И родители, надеясь на один результат, получают прямо противоположный.
Неумение адаптироваться в социуме
Сравнение может накладывать негативный отпечаток на выстраивание отношений в социуме.
Страдает коммуникация с другими людьми. Ребёнку сложно заводить новые знакомства
Ольга Маркова
детский психолог
Если сравнение происходит на глазах других людей, это может сделать ребёнка изгоем в детском коллективе. И это в крайних своих выражениях может привести к социофобии, к боязни входить в контакт с другими людьми.
Исчезает любознательность
Такой подход в воспитании снижает исследовательский интерес ребёнка. Допустим, есть два гениальных композитора. Но один пишет классическую музыку, а другой рок. Сравнивая их между собой, вы убеждаете одного в том, что его музыка никуда не годится.
Сравнение может закрыть дорогу к реальным шедеврам, изобретениям, к чему-то новому, что может быть полезно и для других людей.
Ольга Маркова
детский психолог
Постоянное сравнение не в его пользу не даёт человеку раскрыть свой потенциал и достичь успеха, даже при наличие таланта.
Трудоголизм
Трудоголизм только со стороны выглядит хорошо, а на самом деле крадёт личную жизнь у человека. К тому же наносит ощутимый вред здоровью. Потому что человек в попытке достичь какого-то идеала, которому он должен соответствовать, не обращает внимания на знаки своего тела и своей психики. Такие люди часто заканчивают выгоранием и различными соматическими проблемами.
Рекомендации родителям
Сравнение не даст вашему ребёнку мотивации. Единственные примеры, которые стоит ему приводить — это истории из жизни великих людей. Почитайте с малышом о том, какими были известные художники, писатели, музыканты, врачи в детстве — и как они преодолевали трудности.
Фокусируйтесь на плюсах
Бывают подкрепления негативные и позитивные. В первом случае вы обращаете внимание ребёнка на то, что нужно исправить, к чему приложить больше усилий. Во втором случае — отмечаете то, что у него хорошо получается.
Есть такая формула, что на 8 позитивных подкреплений должно быть не более 1 негативного. Этот инструмент работает гораздо лучше, если родитель хочет, чтобы ребёнок продвинулся в каком-то определённом направлении.
Ольга Маркова
детский психолог
Личный пример
Личный пример — лучший инструмент. Зачастую взрослые говорят детям одно, а делают другое. И когда ребёнок видит, например, что родитель курит, а ему говорит, что это вредно, у него возникает внутренний конфликт.
Потому что родитель является для него моделью поведения, которую он считывает. Так как родитель уже взрослый. Это человек, который выжил благодаря тем навыкам и умениям, которые у него есть. И ребёнок бессознательно стремиться быть таким же, чтобы выжить.
Заинтересуйте ребёнка
Если родитель хочет получить что-то от ребенка, ещё один отличный способ — заинтересовать. Если вас не устраивает успеваемость ребёнка по какому-то школьному предмету, нужно найти подходящего преподавателя или методику.
Есть множество случаев, когда дети учатся плохо, но стоит появиться вдохновляющему учителю, и дети меняются, достигая высоких результатов.
Когда у ребенка есть интерес, тогда нет необходимости дополнительной мотивации.
Ольга Маркова
детский психолог