Смешение чувств: что такое синестезия и как она возникает
Почему люди видят музыку, слышат цвет и ощущают вкус слов
Автор
Ещё в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель пришёл к выводу, что человек обладает 5 чувствами: это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждое отвечает за свой «участок» нашей жизнедеятельности, по-своему сообщая информацию об окружающем мире. Но бывает, что чувства «перемешиваются» — тогда человек начинает слышать цвет или ощущать вкус слов. Это и есть синестезия.
Синестезия — что это
Так называется редкий нейрологический феномен, когда раздражение одной сенсорной или когнитивной системы вызывает автоматический отклик в другой. Если проще: когда при воздействии на один орган чувств одновременно с его реакцией возникают ощущения, которые соответствуют другому органу чувств.
Важно:
Например, на слух «накладывается» зрение или вкус — тогда человек не просто слышит музыку, но видит её в цвете или геометрических фигурах, а слова оставляют у него во рту сладкий, кислый, солоноватый, какой угодно привкус.
Это не болезнь, не расстройство — скорее, дар, которым наделены немногие избранные — синестеты. Таких многогранных по части ощущений счастливчиков в мире очень мало: всего 4% взрослого населения планеты. Их восприятие может быть проекционным, когда одни чувства проецируются на другие, или ассоциативным, когда возникает ассоциация одного ощущения с другим
Учёные, исследующие это явление, говорят о десятках видов синестезии — их уже описано около 70, и это ещё не предел.
Синестезия — это абсолютная реальность, очень интересное явление, когда человек воспринимает картину мира сразу всеми органами чувств. Некоторые люди вообще не понимают, о чём идёт речь, но синестеты воспринимают мир именно так и до поры до времени думают, что так его воспринимают все, пока не сталкиваются с каким-то непониманием. Сейчас синестезия изучается, как правило, она связана больше с творческим мышлением и, судя по всему, даётся нам генетически.
Какой она бывает
Графемно-цветовая
Цифры и буквы человек видит в цвете. Наглядная иллюстрация — сонет французского поэта Артюра Ребмо «Гласные», где он пишет:
«А — чёрно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — траурный корсет под стаей мух ужасных…»
Таким раскрашенным мир видит всего 1% населения.
Хроместезия, или музыкально-цветовая — цветной слух
Человек, обладающий цветным слухом, не просто слышит музыку и звуки, а невольно визуализирует их: звучание сопровождается расцвеченными пятнами, вспышками, полосами, всполохами.
Пространственно-временная
Часы, дни недели, месяцы, годы получают каждый свой цвет, форму или объём.
Кинестетико-слуховая
В этом случае у людей происходит озвучка бесшумно движущихся объектов. Допустим, видя идущую вдалеке фигуру, вы слышите гул или мелодию, возникающую в голове.
Синестезия локализации последовательностей, или числовые формы
Числовые последовательности (например, 10, 20, 30, 40, 50 — и более сложные) синестеты видят как точки в пространстве. Часы, даты могут выстраиваться, кружить перед их глазами по логике, которая понятна только им. При этом синестеты легко в них ориентируются, а память их подводит реже, чем обычных людей.
Одна из частых «фишек» носителей этого типа синестезии — числовая линия: ментальная карта чисел, возникающая в голове, как только человек задумывается о цифрах.
Акустико-тактильная
При ней человек буквально чувствует звуки — как если бы они к нему прикасались, трогали его, кололи, поглаживали.
Порядковая лингвистическая персонификация
Цифры, дни недели, месяцы, буквы ассоциируются с людьми. Например, 1, 2, 3 — это дети, играющие вместе, 4 — простая добрая бесхитростная женщина, 5 — эгоистичный молодой человек, 6 — воспитанный вежливый юноша-сирота.
Или английская f — хитрый старикашка, m — пожилая леди, а t — сварливый скаредный персонаж.
Мисофония
Это уже неврологическое расстройство, но его связывают с синестезией: при мисофонии конкретные звуки могут раздражать до крайности, даже будить ярость. Речь идёт не о скрипе пенопласта, железа по стеклу или резких тревожных сигналах, которые неприятны почти всем. Выводят из себя обычные повседневные звуки: храп, свист, зевота, даже дыхание.
Синестезия зеркального прикосновения, или эмпатия прикосновений
Высший пилотаж эмпатичности, когда синестет чувствует то же самое, что находящийся рядом с ним, а иногда даже животное или… предмет.
Лексико-гастическая
Пословица «разговорами сыт не будешь» вызовет у лексико-гастических синестетов улыбку, потому что слова рождают у них вкусовые ассоциации.
В мультфильме «Рататуй» у крысёнка-гурмана Реми возникает обратная связь: когда он дегустирует клубнику с сыром, в кадре появляются цветные пятна и загогулины. Кстати, аниматор Мишель Ганье, работавший над «Рататуем», причём конкретно над этой сценой, совместно с композитором Георге Костинеску снял 6-минутный мультфильм «Синестезия», где постарался передать, как синестеты воспринимают мир.
Аурическая
При ней за конкретными людьми закреплён конкретный цвет: сосед Иван с 4 этажа тёмно-серый, коллега Инна из соседнего отдела бордовая, младший брат лиловый. Причём цветовая ассоциации возникает даже при мыслях или воспоминаниях.
Эмоционально-цветовая
Здесь окрашиваются эмоции — испытывая их, человек может видеть перед глазами разноцветные круги, линии, пятна.
Чаще всего люди являются носителями одного вида синестезии, но известны комбинированные случаи. Одним из самых «широкопрофильных» синестетов был мнемонист Соломон Шерешевский. Можно почитать его мемуары «Записки мнемониста» или «Маленькую книжку о большой памяти» врача-невролога Александра Лурия, изучавшего феномен Шерешевского, — в ней он упомянут под литерой Ш.
Плюсы и минусы синестезии — мнение эксперта
Плюсы
1. Творческое вдохновение — синестеты часто находят уникальные связи между восприятиями, что может способствовать творческому и художественному самовыражению и саморазвитию.
2. Улучшение памяти — люди с синестезией иногда лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям с цветами, звуками или другими сенсорными переживаниями.
3. Богатый сенсорный опыт — возможность переживать мир более многомерно и насыщенно.
Минусы
1. Перегрузка информацией — избыточные сенсорные активации могут быть утомительными или отвлекающими.
2. Непонимание со стороны окружающих — из-за уникальности восприятия синестетов окружающие могут не всегда их правильно понимать и поддерживать.
3. Сложности в повседневной жизни — некоторые синестические переживания могут быть мешающими или вызывать дискомфорт в обычных ситуациях.
Как изучают синестетов
Заявить, что он видит цифры в цвете и музыку в образах, может любой, но как это доказать?
Для этого измеряют активность нужных мозговых зон, делают компьютерную томографию мозга, проводят тесты на точность и стабильность реакций. Дело в том, что синестет не может видеть сегодня «у» красной, а завтра зелёной или ощущать вкус слова «машина» клубничным по вторникам, а кокосовым по четвергам — эти связи неизменны. Его реакции непроизвольны, неподконтрольны, неподавляемы, неизменяемы — он не может перестать воспринимать мир по-своему, как рыба не может разучиться плавать.
Зачем нужно их изучать? Чтобы понимать, что влияет на творческие процессы, метафорическое мышление, работу воображения; помогать людям, страдающим от ощущений фантомных конечностей, от фантомно-болевого синдрома; даже для обучения искусственного интеллекта.
Синестезия и люди искусства
Владимир Набоков
Секрет писательского мастерства Набокова, возможно, кроется в том, что он был синестетом.
Вот как он видел свои инициалы VN на английском: «V — бледного, прозрачно-розового оттенка; кажется, на техническом языке это называется кварцевым розовым; это ближайший из цветов, который я могу связать с V. А N, в свою очередь, серовато-желтого цвета овсяных хлопьев».
При этом Набоков утверждал, что его жена и сын тоже обладают даром видеть буквы в цвете, но их цвета совершенно другие.
Кроме того, у него был цветной слух. И ещё он говорил, что для определения окраски буквы, должен её «просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор».
Русские поэты-символисты
Например, Константин Бальмонт, автор стихотворения «Аромат Солнца», Андрей Белый, считавший, что «отсутствие цветного слуха в художнике — изъян», или Иннокентий Анненский, описавший закат как звучание кифары.
Василий Кандинский
Этот художник видел звуки — вот запись из его дневника после концерта: «Скрипки, басы, духовые инструменты воплощали в моём восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».
А ещё — слышал цвета, кроме того, они порождали в нем сильные переживания и физиологические реакции: «…Красный цвет может породить душевную вибрацию, подобную той, какую рождает огонь... Тёплый красный цвет возбуждает, а вследствие сходства с вытекающей кровью может даже вызвать болезненные ощущения», — писал Кандинский.
Николай Римский-Корсаков
Автор оперы «Снегурочка» описывал тональность a-moll как «весенние цветущие луга и утреннюю зарю, когда весь восток становится пурпурным и золотым».
Александр Скрябин
В 1910 году в партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры — это была первая в мире цветомузыка. Также Скрябин разработал целую систему цветотональности: до-мажор — красный, ре-мажор — жёлтый, соль-мажор — оранжево-розовый, ля-мажор — зелёный.
Можно ли сознательно стать синестетом
Случается, например, что синестезия возникает во время медитаций, сеансов релаксации. Исследователи-тибетологи уверены: если медитировать часто и регулярно, есть шанс, что в вас на время проснётся синестет. Главное — не зацикливаться на этом и не обмануться, внушив себе ощущения, которых на самом деле вы не испытываете, поскольку это всё-таки прирождённый дар.
Стать синтетиком в полной мере невозможно, поскольку синестезия связана с врождённой особенностью мозга и генетическими факторами. Тем не менее некоторые практики, такие как медитация и определённые виды творческой деятельности, могут вызвать кратковременные синестические переживания, но они не делают человека настоящим синестетом.
Перестать быть синестетом тоже сложно. Некоторые люди с возрастом могут замечать уменьшения интенсивности или частоты синестических переживаний, но полностью избавиться от этого состояния сознательно не представляется возможным.
При этом синестезия редко вызывает негативные эффекты требующие лечения. Если же она привносит дискомфорт или трудности, полезно обсудить это с неврологом, а ещё лучше — с нейропсихологом, они более грамотны в этом вопросе. Чтобы лучше понять свои ощущения и возможности обратитесь к профессионалу.