Современные родители уверяют, что для них важен сам ребёнок, а не его оценки, что важнее знания в голове, а не отметки в электронном дневнике. Но стоит сыну или дочери получить «пару», как у мамы и папы резко портится настроение. Такие неудачи воспринимаются острее, чем собственные. Как помочь детям хорошо учиться?
Если ребёнок получает не самые лучшие оценки, самое последнее, что он хочет услышать, это рассказы о том, что его родители, а также старшие братья-сёстры были круглыми отличниками с первого класса. Упрёки, наказания, сравнения с другими детьми скорее вообще отобьют желание учиться, чем повысят успеваемость.
Для начала важно разобраться, что именно родители имеют в виду под «плохо учится». Двойки по всем предметам, нелады с одной конкретной дисциплиной или случайный «неуд»?
В начальной школе и в среднем звене у детей мотивация зачастую больше связана с боязнью расстроить родителей плохими оценками, чем с осознанным желанием получать знания, углублённо изучать предметы, связанные с будущей профессией. Ребята ходят в школу и делают уроки, потому что так надо, этого требуют взрослые. Задача взрослых — научить их учиться в этом возрасте: объяснять, почему важно выполнять домашние задания, как планировать свободное время, почему не надо стесняться переспрашивать педагога, если не понял материал.
Если ребёнок получил 2 или 3, это, как правило, сигнал о том, что надо вернуться к теме, понять её, исправить плохую отметку. Также важно, чтобы дети понимали: оценки нередко бывают необъективными, не всегда отражают реальный уровень знаний.
Чтобы ребёнок учился лучше, родителям придётся приложить некоторые усилия. Начать нужно с режима дня. Важно, чтобы он высыпался, ложился спать не позднее 10 часов вечера. У него должны быть прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание. Родители могут включаться в выполнение домашних заданий, особенно в начальной школе — им нужно видеть, какие есть сложности, помогать понять суть заданий, объяснять, как правильно оформлять домашнюю работу, знать, какие требования к оформлению предъявляет учитель. Постепенно свою включённость родители могут уменьшать, но ребёнок всегда должен быть уверен, что может обратиться к ним за помощью.
Причины школьной неуспеваемости
- Индивидуальные особенности. Все дети разные, степень усвоения школьный программы у них тоже различается. Кто-то схватывает на лету, кому-то нужно посидеть, разобраться в материале. Один хорошо воспринимает на слух, другому важнее для закрепления визуальные образы. Ребёнок с гуманитарным складом ума, например, может немного отставать от сверстников по математике. Школы часто перегружены, в классе может быть больше 30 человек, и учителю просто физически некогда искать к каждому индивидуальный подход.
- Проблемы со здоровьем. В процессе учёбы может выясниться, что ребёнок плохо видит, но не говорит об этом родителям, потому что стесняется носить очки. Могут быть проблемы со слухом, что снижает качество восприятия учительских объяснений. Вот почему каждый год перед учёбой нужно проходить медосмотр у профильных специалистов: окулиста, ЛОРа, хирурга. Чем раньше выявить проблему, тем быстрее можно её решить. Также важно убедиться, нет ли нейропсихологических нарушений: дислексии, дисграфии и т.д.
- Проблемы с адаптацией. В первом классе ребёнку всё незнакомо, многое пугает. Он резко погружается в новый мир, где незнакомый коллектив, строгие учителя, необходимость тихо сидеть на уроках. Школьная столовая, туалет — всё это пока кажется чужим. В детском саду добрые воспитатели хвалили, в школе суровые учителя требуют. Кто-то осваивается сразу, кому-то и полугода будет мало. Некоторые дети начинают постоянно болеть, что тоже указывает на проблемы с адаптацией. Похожие проблемы возникают также при переходе в новую школу.
- Психологические факторы. Когда со школьником разговаривают взрослые, первый вопрос будет об учёбе, о школе. Эта информация как бы его «визитная карточка», по которой составляют мнение о нём. Это приводит к повышенной тревожности, страху перед плохими оценками. Часто, если задание кажется ему сложным, такой ученик даже не попытается его выполнить, потому что уже заранее уверен, что у него не получится.
- Школьник перегружен. Помимо школы он занимается в спортивной секции, ходит на кружок по робототехнике, в художественную или музыкальную школу. Безусловно, родителям хочется, чтобы дети были разносторонне развиты. Но происходит это за счёт свободного времени, когда ребёнок не успевает погулять, поиграть с друзьями, «перезагрузиться». О какой учёбе может идти речь, если он с 6 утра уже «откатывает» тренировку по хоккею или фигурному катанию, а впереди ещё полноценный «рабочий день»?
- Сложности в семье. Дома нездоровая атмосфера, родители ссорятся или развелись. А может, папа и мама загружены работой, на ребёнка у них нет ни эмоциональных, ни физических сил. Иногда плохие оценки — это способ привлечь к себе внимание.
Если вопросов по учёбе действительно много, есть смысл обратиться к нейропсихологу, который сможет оценить, нет ли серьёзных проблем, которые не решаются самостоятельно дома или с учителем, где нужна работа специалиста. Например, в изучении русского языка это дисграфия, дизорфография, дислексия. Помощь квалифицированного специалиста поможет добиться лучших результатов.
Как повысить успеваемость
- Создание благоприятной атмосферы дома. Пусть ребёнок приходит домой с лёгким сердцем. Ему не страшно, что родители уже увидели в электронном дневнике плохую оценку, он знает, что на него не будут кричать, а помогут, подскажут, как исправить ситуацию.
- Организация учебного процесса. Детям необходима дисциплина, чёткий распорядок дня. Составьте его вместе. Обязательно выделите время на отдых, прогулку, игры. Рабочее место должно быть удобным: мебель по росту, правильное освещение, от выполнения уроков ничего не должно отвлекать. Обратите внимание на питание: оно должно быть рациональным, сбалансированным.
- Помощь с домашними заданиями. Начинать делать уроки нужно с самого сложного задания. Будьте поблизости, чтобы можно было обратиться к вам с вопросом или за помощью. Пусть ребёнок сначала сделает задание на черновике — проверьте, объясните, если он ошибся. После этого можно переписывать набело. Поощряйте стремление делать уроки самостоятельно. На ошибки указывайте мягко, тактично, объясняя, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
- Поддержка и мотивация. Школьник должен быть уверен, что родители любят его любым. Даже с плохими оценками. А как мотивировать к учёбе, можно прочитать здесь.
Помощь ребёнку, столкнувшемуся со снижением успеваемости и трудностями в учебе, в первую очередь заключается в спокойствии родителей, их готовности к решению этой задачи. Если ругать его, обвинять в лености и тупости, наказывать, то теряется доверие, помочь будет очень сложно. Выявите причины снижения успеваемости. Возможно, не всё однозначно, тогда можно построить ряд гипотез. Придумайте механизмы решения для каждой гипотезы, обсудите их с ребёнком. Не бойтесь обратиться к стороннему специалисту: репетитору, психологу, нейропсихологу, врачу эндокринологу, врачу-психиатру. А иногда надо просто поддержать детей в этом сложном периоде, но дополнительно ничего не делать.
Советы родителям при хронической неуспеваемости
- Индивидуальный подход. Учитывайте темперамент, характер, склад ума, наклонности ребёнка — это будет понятно уже в детском саду, в подготовительном классе. Возможно, на какое-то время есть смысл перейти на домашнее или семейное обучение.
- Сотрудничество с учителями и специалистами. Если ответ у доски при всём классе вызывает панические атаки, есть другие способы проверить и оценить знания: например, письменная работа или тест. Обязательно поговорите с учителями на эту тему. Справиться с паническими атаками, тревожностью помогут консультации психолога или психотерапевта.
- Терпение и понимание. Не раздражайтесь, не ругайте ребёнка, если вам приходится объяснять одну и ту же тему несколько раз. Он обязательно поймёт, если вы будете терпеливы и доброжелательны. Можно пригласить репетитора, который поможет, заинтересует школьника предметом. Как важны математика или русский язык, нужно ненавязчиво подчёркивать, приводя примеры из повседневной жизни. Например, вместе посчитать, сколько сдачи дадут за мороженое, или проследить, как меняется смысл слов, если неправильно ставить ударения.
- Больше внимания. Иногда детям кажется, что родителей интересуют только успехи в школе. Учитесь спрашивать не «как дела в школе?», а «как прошёл твой день?» Покажите, что ребёнок вам интересен и вне школьных дел. Никогда не ругайте его при посторонних — все сложные вопросы обсуждаются дома с глазу на глаз.
- Игровые элементы в процессе обучения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что детсадовский формат обучения заканчивается — никаких игр. Учитель объясняет, школьники слушают, запоминают, нередко надо заучивать, зубрить. Чтобы ребёнок лучше усвоил материал, используйте игры, необычные способы запоминания, например мнемонику. Расскажите ему о финском понятии sisu, суть которого можно описать так: что должно быть сделано, будет сделано, а когда ты справился с трудным, скучным, сложным заданием, ты испытываешь удовлетворение, гордость за себя.
- Умение отдыхать. Научите ребёнка расслабляться, переключать мысли с трудного задания на что-то приятное. Пусть он отложит сложную задачу, погуляет, поиграет на компьютере, посмотрит мультфильмы, а после этого вернётся к ней и наверняка справится быстрее, без особого раздражения.
Заключение
Сегодня родителям часто приходит быть вовлечёнными в учебный процесс: объяснять, помогать, контролировать. В начальной школе контроль тем более необходим. Это помощь во благо: чем раньше ребёнок научится учиться, поймёт, что такое ответственность за себя, тем легче ему будет не только в среднем и старшем звене, но и во взрослой жизни.