Ребёнок не хочет учиться: что делать

Разбираемся в причинах и мотивируем

Ребёнок не хочет учиться: что делать
Девочка подросток с мамой на диване © Фото: uznay.ru

У ребёнка упала успеваемость, а выполнение домашних заданий превратилось в самую настоящую пытку с часовыми уговорами и спорами? Не спешите обвинять его в лени. Скорее всего, у такого поведения есть причины, и при правильном подходе ему можно вернуть интерес к учёбе.

Почему ребёнок не хочет учиться

Ему скучно

Не каждый учитель хочет и может сделать так, чтобы детям было интересно узнавать новое. Если на уроках монотонно зачитывают материал из учебника, вряд ли это пробудит в школьнике любовь к обучению. К тому же для некоторых детей школа выглядит как серый островок «обязаловки». А вокруг — удивительный интересный мир, полный нового опыта. Поэтому куда интереснее тратить свои силы и энергию на его изучение.

Он зависим от гаджетов

Если большую часть урока ребёнок думает не об учёбе, а о том, как бы поскорее залезть в смартфон, ему точно будет не до саморазвития. В большинстве школ пользоваться гаджетами во время уроков запрещено, поэтому проверить телефон в процессе урока невозможно. А значит, мысли такого ученика будут сосредоточены не на материале, а на том, ответили ли ему в чате или не выложил ли кто-то новое видео.

Ангедония: когда жизнь не в радостьАнгедония: когда жизнь не в радостьКак вернуть вкус к жизни

Дело в том, что каждое короткое видео или мем вызывает маленький выброс дофамина — «гормона радости», который также отвечает за мотивацию, внимание, интерес к жизни. Постепенно ребёнок подсаживается на такой лёгкий способ получать «дозу радости». Из-за этого со временем организм перестаёт вырабатывать дофамин в необходимом количестве — ухудшается настроение, концентрация падает, теряется желание учиться и ухудшается способность усваивать информацию. Говоря простым языком: зависимость от гаджета делает человека глупым, инертным и несчастным. Это приводит к общему падению успеваемости.

Мальчик сидит в телефоне
Мальчик сидит в телефоне © Фото: uznay.ru

У него плохо получается

Некоторые дети не вписываются в традиционную школьную систему обучения. Они могут дольше усваивать материал или медленнее реагировать, испытывать проблемы с чтением или вниманием. Это ни хорошо и ни плохо. Это индивидуальная особенность, к которой нужно найти подход. И вот тут возникают большое «но»: не каждый педагог станет этот подход искать. Есть учителя просто безразличные, которые всех метут под одну гребёнку, а у некоторых преподавателей банально не хватает на это ресурса.

Зачастую такие дети опускают руки, начинают комплексовать, считать себя аутсайдерами и перестают прикладывать усилия в учёбе. В этом случае родители и школа должны разбираться в причинах неуспеваемости и искать варианты помощи.

У него проблемы с другими учениками

Бывает, школьная жизнь создаёт дополнительный стресс, который точно не повышает мотивацию к обучению. Многие дети даже не рассказывают родителям, что у них нет друзей в классе или они стали жертвами травли, шантажа, буллинга, потому что им страшно или стыдно признаться в этом. Особенно внимательными нужно быть родителям школьников с нестандартной внешностью или проблемами с социализацией.

Даже если ребёнок просто одинок в школе, у него нет друзей или поддержки, это тоже может стать причиной плохой успеваемости. Одинокий ребёнок страдает, ему совсем не до продуктивности, мотивации и достижений.

У него конфликт с учителем

Например, ребёнку по каким-то причинам не симпатичен учитель (чаще всего это взаимно), есть конфликт или открытая неприязнь. Или у ребёнка сложилось предвзятое отношение к педагогу. Скорее всего, это отразится на общей успеваемости. В таком случае родителю следует постараться выяснить, что происходит: поговорить с обеими сторонами, узнать их мнения, безоценочно посмотреть на ситуацию и попробовать найти решение конфликта.

У него нет сил и настроения

Мотивация — штука непостоянная. Вспомните себя: вряд ли каждый день вы одинаково эффективны и продуктивны. Возможно, у вас бывают целые периоды апатии, безволия и нежелания что-то делать. Но вы как взрослый человек, можете взять себя в руки, а у ребёнка таких инструментов ещё нет.

Иногда он устаёт или поглощён своими личными переживаниями (да, у детей они есть), поэтому ему не до учёбы. Даже самые активные дети иногда «перегорают» и в один момент заявляют: «Сегодня я не хочу делать домашнее задание, и в школу я завтра не пойду». Особенно часто это происходит в 9 и 11 классах, когда на носу экзамены.

В такие моменты с ребёнком нужно поговорить, спросить, что происходит, пожалеть. Объясните ему, что это его территория ответственности, что есть понятия «хочу» и «надо», что иногда нужно играть по правилам. И обязательно подумайте, как помочь ребёнку отдохнуть и справиться с выгоранием.

Мальчик сидит за учебником без настроения
Мальчик сидит за учебником без настроения © Фото: uznay.ru

Он боится неудачи

Не все дети приспособлены к конкуренции. А в школьной системе образования без этого никуда: там, где есть оценки и баллы, всегда будут отличники и двоечники, первые и последние. Если при этом родители постоянно спрашивают: «Почему 4, а не 5?», мучают высокими требованиями, прижимают к стенке, это добавляет стресса. Дети с ярко выраженным перфекционизмом, медлительные дети, дети-невротики — все они тяжело переживают конкуренцию (особенно, когда им не удаётся быть среди передовиков). Постепенно они могут прийти к выводу, что лучше не учиться совсем, чем каждый день переживать столько негативных эмоций.

Ему не интересен предмет

Он может с радостью бежать на литературу, историю или биологию, но не любить математику и химию. Если ему что-то даётся с трудом, а что-то, наоборот, легче, не требуйте от него прыгать выше головы, не корите за непонятый материал. В крайнем случае, всегда можно нанять репетитора, который сможет найти индивидуальный подход к ребёнку и всё ему объяснить. Дети чаще всего не любят те предметы, которые они не понимают. Их надо хвалить за те достижения, которые они делают в понятных предметах, и помогать с теми дисциплинами, которые воспринимаются с трудом. И не пытайтесь сделать из художника продвинутого физика, а из ученика, который пишет прекрасные сочинения, — математика.

Почему ребёнок может не хотеть учиться? Здесь может быть несколько причин.

Первая причина: ребёнку просто не интересен материал, методика преподавания. И это может вызывать отказ от обучения.

Второе: могут быть сложные отношения с преподавателем. Например, педагог несправедлив или излишне требователен, неадекватно оценивает, сравнивает с другими детьми, снижает мотивацию.

Третье: завышенные требования от родителей, которые не учитывают особенности ребёнка. Сюда же относится безразличие родителей при высоких результатах ребёнка в обучении, но при этом скандалы и ругань из-за плохих отметок.

Ещё могут быть проблемы, связанные с одноклассниками — буллинг или нездоровые отношения внутри класса.

Как мотивировать ребёнка учиться

Опирайтесь на интересы ребёнка

Купите ему микроскоп или телескоп, сходите в зоопарк или океонариум, запишите его в какой-то кружок, приобретите набор для химических или физических экспериментов. Используйте его любопытство и поощряйте интерес к познанию нового!

Подайте ему хороший пример

Это можете быть вы либо кто-то из родственников, друзей, знакомых. Рассказывайте истории о гениальных и успешных людях, которым в детстве было сложно в школе, которые затруднялись с освоением каких-то предметов, которые считали себя неудачниками, но боролись и добивались. Вспомните свои истории из школьной жизни.

Показывайте, что знания — это не только важно, но и интересно. Разгадывайте с ребёнком головоломки, ходите в интерактивные музеи, посещайте мастер-классы для детей, где ведущие подают информацию в весёлой игровой форме.

Поощряйте его

Устанавливайте чёткие задачи и вводите систему наград. Например, если вы знаете, что ваш ребёнок что-то коллекционирует, договоритесь с ним, что в награду за хорошую учёбу вы подарите ему стикерпак или фигурку любимого аниме-персонажа. Детей постарше может мотивировать обещание купить новую вещь, компьютерную игру или девайс. Такая схема поощрений учит ребёнка: если ты хочешь что-то получить, для этого нужно постараться.

Только помните: ребёнку важно понимать, чего от него хотят. Необходимо исходить из возможностей, а не из «хотелок» родителя и учителя. Это всё должно быть ему по силам. Обороты надо наращивать постепенно.

Женщина дарит сыну игрушечную машинку
Женщина дарит сыну игрушечную машинку © Фото: uznay.ru

Ищите хороших преподавателей

В начальной школе ваш ребёнок будет почти всё время иметь дело с одним и тем же учителем. И от того, какой это будет учитель, в его будущем зависит очень многое. Посидите на школьных форумах, расспросите родителей, дети которых уже учатся. Очень важно, в чьи руки попадёт первоклассник.

В одной и той же школе могут быть как очень сильные, так и очень слабые учителя. Старайтесь попасть к тем, что посильнее. Если вы считаете, что это необходимо, можно перевести ребёнка в другой класс.

Наладьте режим дня

Чем раньше режим войдёт в привычку, тем меньше риск, что вам придётся спорить с ребёнком и уговаривать делать домашнее задание. Осваивайте вместе с ним первые навыки тайм-менеджмента, в будущем он будет вам за это очень благодарен. Пусть попробует сам писать себе распорядок дня, а вы потом посмотрите, обсудите, внесите коррективы, объясните, почему ваше решение кажется вам более разумным.

Можно фиксировать его вариант на магнитной доске, бумажных стикерах, онлайн-планировщиках — попробуйте разные варианты и посмотрите, какой получится наиболее эффективным. К тому же навык управляться со своим временем пригодится и во взрослой жизни.

Отдельное место в режиме должен занимать здоровый сон. Ребёнку необходимо спать не меньше 9 часов в сутки. Если он постоянно недосыпает, логично, что его успеваемость будет падать.

Также помните, что ребёнку нужно гулять, получать впечатления, двигаться, дышать свежим воздухом. Он должен понимать, что его жизнь складывается не только из обязательств и домашних заданий.

Помогайте с домашним заданием

Ключевое слово — «помогайте». Не выполняйте за него, а будьте советчиком, опорой, подсказчиком. Поддерживайте, наводите на правильную мысль, растолковывайте. Если ребёнок будет понимать, что в любой сложной ситуации «мама сделает всё сама», это точно не повысит его мотивацию и способности к обучению. Спрашивайте его, испытывает ли он какие-либо трудности и пытайтесь разобраться в материале вместе.

Не ругайте и не обесценивайте

Школьная жизнь часто сопряжена со стрессом. Даже в самой хорошей школе, в дружном классе, с внимательными педагогами дети порой переживают из-за взаимоотношений с одноклассниками, нервничают из-за экзаменов и контрольных.

Будьте терпеливы, не обвиняйте ребёнка в том, что у него что-то не получается. Не говорите ему, что он глупый, непонятливый или ленивый. Как мы уже выяснили, у проблем с успеваемостью может быть множество причин, и ваша главная задача — разобраться в них и найти нужный подход. Если вы накричите на ребёнка, скорее всего, поначалу он даже действительно возьмётся за учёбу. Правда, таким образом вы рискуете вызвать ещё большее отторжение и сформировать негативную установку: «уроки — это конфликты и стресс».

Узнать в чём причины снижения учебной мотивации можно в доверительном разговоре. В нём не должно быть долженствования («ты должен, обязан учиться, мы столько в тебя вложили»), сравнения («а вот у друзей дети нормально учатся, все в твоём классе учатся, а ты нет»), угроз («если не будешь учиться, не получишь новый телефон»).

В этом разговоре можно предлагать варианты причин, высказывать своё беспокойство, предлагать ребёнку поддержку и помощь. Возможны какие-то конкретные предложения, например: «Давай вместе составим план, определим по каким предметам нужно больше помощи, родитель свяжется с педагогом».

Читайте также