Психолог Чернякова объяснила, почему многим отличникам сложно добиться успехов
Эксперт рассказала, чем они отличаются от троечников

Автор

Человек может сдать все экзамены на самые высокие баллы, однако так и не найти место в этой жизни. Троечники же, которые не отличаются прилежной учёбой, напротив, зачастую достигают успеха и строят головокружительную карьеру. Психолог Татьяна Чернякова в беседе с «Узнай.ру» объяснила, чем отличаются троечники и отличники и почему первым легче занять высокое положение в обществе.
Деление людей на отличников и троечников часто воспринимается буквально: кто-то просто умнее, а кто-то ленивее. Но на самом деле речь не об интеллекте, а о разных стратегиях поведения в школьной системе. Некоторые отличники становятся таковыми не из-за любви к учёбе. Это дети, которые в силу разных обстоятельств, чувствительны к давлению системы. Они не могут позволить себе ошибку, потому что она воспринимается ими как угроза их благополучию. Родители, учителя, общество — все внушают им, что пятёрки приведут к успеху. В результате ребёнок не столько учится, сколько стремится быть удобным. Он старается соответствовать требованиям, боится выходить за рамки и выбирает единственную безопасную стратегию – делать всё так, как надо.
По словам психолога, есть и другой тип отличников. Они действительно любят учёбу, испытывают удовольствие от процесса познания. Эти дети не просто заучивают информацию ради оценок, а стремятся её понять. Они могут быть невероятно эрудированными, усидчивыми, трудолюбивыми. Среди таких детей далеко не все могут достичь больших высот во взрослой жизни, ведь важны не сами знания, а умение их применять на практике и справляться с неопределённостью.
Троечники зачастую иначе реагируют на давление. Кто-то не воспринимает его всерьёз, кто-то находит обходные пути, а кто-то с детства понимает, что жизнь – это не только оценки. Они не сдаются системе, а учатся в ней лавировать. Там, где отличник будет зубрить параграф, троечник найдёт способ понять главное и объяснить своими словами. Там, где отличник боится учителя, троечник попытается договориться. Троечник – это не тот, кто ленив, а тот, кто не поддался страху перед системой. И эта привычка искать гибкие решения остаётся с ним и во взрослой жизни.
К сожалению, отличников с детства учат, что ошибки – это плохо. Троечники же не считают их катастрофой, отметила собеседница. Отличникам также сложнее в реальной жизни, потому что в ней нет чётких правил, которые были в стенах учебного заведения.
Кроме того, по словам психолога, отличники привыкают к постоянному одобрению. В реальной жизни не всегда есть люди, которые поставят пятёрку за старания. Также отличники склонны к перфекционизму. Они либо делают идеально, либо боятся предпринять какие-либо шаги.
Троечники же быстро адаптируются. Когда меняются условия, они не ждут инструкций, а просто пробуют что-то новое. Им также легче выстраивать социальные связи. Вместо того чтобы полагаться только на личные знания, они находят людей, которые могут им помочь. Троечник, как правило, не ждёт идеального момента. Отличник сначала прочитает всю теорию, троечник – попробует и научиться в процессе. Ещё одно их неоспоримое преимущество – это «иммунитет» к провалам и неудачам.