Психолог Чернякова: давление и гиперконтроль приводят к избеганию учебной деятельности

Эксперт дала рекомендации родителям, чьи дети в этом году сдают выпускные экзамены

© Freepik.com

Совсем скоро начнётся жаркая экзаменационная пора. Школьники уже начинают писать пробные ЕГЭ и ОГЭ. Градус напряжения нарастает, ведь впереди у подростков сложный жизненный этап. Этот период сопровождается интенсивной когнитивной нагрузкой, у ребят повышается уровень тревожности, активизируются страхи перед неудачей, возможны колебания самооценки и снижение мотивации, рассказала «Узнай.ру» психолог Татьяна Чернякова.

Родителям важно не только помогать в организационном аспекте подготовки, но и обеспечивать психологическую поддержку, формируя безопасную и устойчивую среду для ребёнка. Как это сделать? Создайте атмосферу эмоциональной безопасности. К сожалению, в школах некоторые учителя практикуют запугивание детей. Ребятам, которые и так понимают ответственность, которая на них лежит, слова педагогов о том, что у них вся жизнь пойдёт под откос, если они плохо сдадут ЕГЭ, могут нанести серьёзную травму. Подобные речи снижают мотивацию, доводя их переживания до пика, после которого мотивация переходит в страх и потом в разочарование. Именно поэтому основная задача родителей — создать спокойную, поддерживающую атмосферу.

По словам психолога, уровень тревожности подростка во многом зависит от стиля общения родителей. Излишнее давление, гиперконтроль, негативные прогнозы могут усугублять стресс и приводить к избеганию учебной деятельности. Оптимальная стратегия — создать пространство доверия, в котором подросток может выражать тревогу без страха осуждения. Эмпатия и поддержка способствуют снижению уровня кортизола, что положительно сказывается на когнитивных функциях.

Одной из самых эффективных техник в борьбе с катастрофизацией считается когнитивная реструктуризация. Смоделируйте ситуацию, что ваш ребёнок не сдал экзамен. Она поможет открыто посмотреть на свой страх. Покажите ребёнку, что, во-первых, экзамен — это не самая важная часть жизни, во-вторых, даже если в этом году он не сдаст на хорошие баллы, он всегда сможет взять перерыв, чтобы лучше подготовиться. Нарисуйте ему понятный план действий, который вы бы предприняли в случае неудачи.

Чернякова также посоветовала помочь своему ребёнку организовать учебный процесс. Исследования в области нейропсихологии подтверждают, что переработка информации наиболее эффективна при условии чередования концентрации и отдыха. Родителям важно донести до детей, что для качественной подготовки нужно делать паузы. Оптимальный режим занятий включает 40–50 минут работы и 10–15 минут отдыха.

Не забывайте поддерживать самооценку ребёнка. В период экзаменов повышается риск сравнения себя с другими, что может привести к заниженной самооценке и выученной беспомощности. Родителям стоит акцентировать внимание на прогрессе, а не на результате, и избегать сравнений с одноклассниками. Фразы типа «ты уже проделал такую огромную работу» способствуют развитию внутренней мотивации и дают ребёнку внешнюю.

Специалист советуют родителям нужно следить за физическим состоянием ребёнка. Нарушение сна и несбалансированное питание могут усугублять тревожность. Исследования показывают, что недостаток сна снижает концентрацию внимания и ухудшает когнитивные способности.