Как воспитывать ребёнка: советы и рекомендации
Развиваем самостоятельность, эмоциональный интеллект и здоровую самооценку
Родительство — это сразу весь спектр эмоций, помноженный на два. Первые шаги, победы и поражения, смех и слёзы, открытия, влюблённости — всё это вы переживаете вместе со своим ребёнком. И, конечно, каждый родитель в первую очередь хочет, чтобы дети были счастливы. Рассказываем, как отладить воспитательный процесс, чтобы не испортить детство.
Воспитание — сложный и многогранный процесс. Он требует терпения, понимания и внимания, а также постоянной динамики: меняются и ребёнок, и родители, а значит, подходы также должны меняться. Без конфликтов, обид, капризов в любом случае не обойдётся. Ваша задача не быть идеальными и не вырастить идеального человека, потому что это невозможно, а быть любящими, слушающими, слышащими. И, конечно, присутствовать в жизни ребёнка как можно больше — об этом он точно будет вспоминать с благодарностью.
О чём нужно помнить: 16 рекомендаций
Обучайте эмоциональному интеллекту
Помогайте ребёнку слышать и понимать свои эмоции, а также развивайте в нём эмпатию. Расспрашивайте, что он чувствует или чувствовал в конкретной ситуации. Учите определять и называть свои эмоциональные состояния. Именно вы должны объяснить малышу, что такое тревога, грусть, злость, а также как их переживать без вреда для себя и окружающих. Важно, чтобы он усвоил: любые эмоции — это нормально, а избегать их — неверная стратегия.
Вводите понятные правила
Ребёнок не должен путаться в них. Важно, чтобы он знал, чего конкретно от него хотят родители, как он должен себя вести, а чего лучше не делать. Если правила постоянно меняются, это может сделать ребёнка либо тревожным, либо непослушным. Кроме того, не нужно запрещать «просто потому что». Всегда объясняйте, почему именно так, а не иначе. Последовательность и предсказуемость, чёткая аргументация в постановке правил — это важно.
Развивайте самостоятельность
Если ребёнок хочет сделать что-то сам, поддержите его в этом порыве. Вы можете быть рядом, помогать, следить, чтобы он себе не навредил, но не нужно делать всё за него. От этого зависит, насколько он научится нести за себя ответственность с возрастом.
Разумеется, ребёнку 3-4 лет нельзя пользоваться духовкой или нарезать салаты, но если он хочет помочь вам замесить тесто или загрузить одежду в стиральную машинку, дайте ему такую возможность. Малышу будет приятно, к тому же он с малых лет почувствует, что его действия приносят пользу.
Не преуменьшайте его проблемы
Постарайтесь вспомнить себя в этом возрасте: как рушился ваш мир из-за того, что сейчас кажется мелочью — утрата любимой игрушки была настоящей катастрофой. Проявляйте к ребёнку больше сочувствия, не отстраняйтесь. Порой взрослые думают, что проблемы детей малы и несущественны. Это неправда. Не нужно игнорировать переживания ребёнка, который слишком волнуется перед контрольной или расстраивается, потому что ребята во дворе не захотели с ним играть.
Общайтесь с ребёнком уважительно
Общайтесь с ребёнком спокойно, уважайте его, принимайте и старайтесь понять. Учитывайте его переживания и эмоции. Важно установить здоровые взаимоотношения, чтобы родитель был авторитетом, но не держал ребёнка в страхе, стыде, вине. Будьте участливы в разговорах, не обесценивайте, слушайте, не перебивайте. Дарите ему теплоту и заинтересованность.
Показывайте свою любовь
Проявляйте любовь, заботу, привязанность. Не сдерживайте порывы нежности и с радостью принимайте детскую ласку. Ребёнку важно видеть, что он любим! Поддерживайте его, принимайте, одобряйте, даже несмотря на периодические капризы и непослушание. Очень важно подкреплять свои слова прикосновениями, объятиями — дети нуждаются в тактильности.
Формируйте здоровую самооценку
Учите ребёнка реалистично оценивать свои возможности, сильные и слабые стороны, ответственность. Если критикуете — критикуйте отдельные поступки, а не всё его поведение и не его личность. Если он разбил вазу, ругайте его за конкретный проступок, не говорите, что он «плохой», «никчёмный» или «вечно всё портит» (подобных выражений вообще лучше избегать в общении со всеми, независимо от возраста). Детям свойственно принимать на веру всё, что говорят родители, поэтому ярлыки вроде «неряха», «лентяй», «хулиган» могут надолго засесть в сознании у ребёнка и ощутимо подпортить ему жизнь в дальнейшем.
Ребёнок сам себя оценивает, учась этому у своих родителей. То есть его самооценка первоначально формируется из оценки его родителей. Поэтому, например, сравнение с другими детьми не способствует развитию здоровой самооценки. Фокусирование на том, что ребёнок сделал плохо, и игнорирование того, что он сделал хорошо, также этому никак не помогают.
Здоровую самооценку формируют фокусирование на успехах и достижениях, сравнение достижений ребенка с самим собой (например, вчера он что-то делать не мог, а сегодня у него получилось). Замечайте, что ваш ребёнок делает хорошо и усиливайте это, а не концентрируйте внимание на недостатках. Чем больше родитель поддерживает и вдохновляет ребёнка, раскрывает его сильные стороны, тем более здоровая самооценка будет у ребёнка.
Кроме того, некоторые забывают, что перед ними маленький (и очень ранимый!) человек: общаются с ним свысока, постоянно поправляют, а то и подшучивают, смеются над тем, что он чего-то не знает. Это может на корню уничтожить зачатки самоуверенности и здоровой самооценки.
Не ожидайте слишком многого
Не требуйте от него «покорять Эверест», не ставьте невыполнимых задач. У некоторых родителей слишком высокие ожидания от своего чада: ребёнок должен выполнять домашние задания на отлично, ходить на спортивную секцию, рисовать, как маленький Пикассо, а вдобавок быть покладистым всегда и везде. Если вы возлагаете на своего отпрыска такие надежды, лучше снизить градус ожиданий и научить его самому важному: он — обычный человек, иногда у него что-то получается, а иногда нет, и это нормально.
Завышенные ожидания родителей влияют на самооценку, потому что это предполагает постоянное недовольство, неудовлетворённость достижениями ребёнка. Какие бы успехи он не демонстрировал, этого всегда будет мало. Уверенность в себе у него в этом случае будет очень низкой.
Кроме того, это часто влечёт за собой какие-то соматические проблемы: дети болеют, потому что у них недостаточно ресурсов, или они в силу каких-то своих особенностей не могут удовлетворить завышенные ожидания родителей. Например, когда из ребёнка с ярко выраженными творческими способностями пытаются вырастить гениального математика, физика или программиста. Не всегда ожидания родителей соотносятся со способностями ребёнка. Это может привести к депрессии, апатии, снижению мотивации. Часто дети из-за этого перестают учиться, чем-либо интересоваться.
Смотрите на мир глазами ребёнка
Учитывайте: малыш видит мир не с высоты вашего роста. И речь не только про рост в буквальном смысле: он ещё не пережил столько, сколько вы, не столкнулся с таким количеством рутины и травм, не разочаровался во многом, не понаступал на грабли. Будьте реалистами, поставьте себя на его место, посмотрите на мир его глазами, удивляйтесь и радуйтесь вместе.
К тому же для ребёнка время идёт куда медленнее, чем для взрослого. Не нервничайте, когда вам приходится подстраиваться под его ритм. Иногда вам придётся замедлиться: проявите терпение.
Важно:
Приучайте ребёнка к творчеству с малых лет
Поощряйте его порывы, поддерживайте и направляйте. Учите выражать эмоции через творчество («Тебе грустно? А давай нарисуем, как выглядит твоя «грустинка»).
Чаще слушайте с ребёнком музыку, хвалите его за его танцы. Если он сочинил стишок или рассказ, обязательно читайте с интересом, не поправляйте и не говорите, что он плохо справился. И, конечно, не нужно его высмеивать — это может породить бесчисленное множество комплексов.
Если обратиться к астропсихологии, то всё становится очевидным. Ведь творчеством управляет планета Венера , а она же отвечает и за деньги, и за любовь, и за чувства в жизни человека! Всё это пригодится человеку в долгой уверенной красивой жизни.
Потому важно прививать ребёнку любовь к творчеству с раннего возраста. Это способствует развитию его уникальных способностей и помогает формировать креативное мышление.
Как можно это реализовать? Есть множество способов. Например, можно организовывать творческие игры, покупать раскраски, заниматься музыкой или танцами. Мы с детьми вместе изучаем нейрографику и просто рисуем, плетем ловцы снов, мандалы, в процессе творчества рассказываю им легенды и сразу могу видеть их настроение, отслеживать проблемы, а значит могу вовремя помочь.
Главное — создать положительную атмосферу, где ребёнок будет чувствовать себя свободно и уверенно, сможет открываться и доверять.
Поощряйте физическую активность
Гуляйте, бегайте, лазайте, делайте вместе с ребёнком зарядку, отдайте его в спортивную секцию (о том, в каком возрасте это можно делать, мы подробно рассказали здесь). Движение — это залог здорового тела и стабильной психики. Чем раньше ребёнок полюбит активный образ жизни, чем лучше для него.
Вообще, игры на свежем воздухе — это крайне важно. Ребёнок играет со сверстниками, знакомится с новыми людьми, наблюдает за природой, греется на солнышке, изучает мир и принимает первые решения. Всё это развивает в нём самостоятельность, уверенность в себе, независимость. Да и до определённого возраста лучше находиться рядом (тут уже всё зависит от вашего решения), но если ваш малыш тяготеет к сидению дома, придумайте ему интересные активности, чтобы он сам просился погулять. А если речь о подростке, то не стесняйтесь периодически «выгонять» его проветриться.
Не пытайтесь быть подружкой/приятелем
Не нужно пытаться стать «мамой-подружкой» или «папой-приятелем». Ребёнок чувствует себя безопаснее, если вы остаётесь авторитетным сильным родителем. Тогда он знает, что его всегда защитят, в сложной ситуации поддержат и дадут совет. Очень важно проводить границы именно для того, чтобы у ребёнка было это базовое чувство безопасности. При его отсутствии он может начать взваливать на себя слишком много ответственности, которая ему ещё не по силам и не по возрасту.
Ужинайте в кругу семьи
Не в каждой семье существует традиция обедать и ужинать всем вместе, однако совместная трапеза — это прекрасный ритуал. Проводите время друг с другом, ни на что не отвлекаясь, делясь историями и новостями. Это не только сближает вас, но и учит ребёнка заботе, культуре еды. А ещё это показывает ему, что даже обычные семейные посиделки могут быть маленьким праздником.
Не заставляйте ребёнка доедать, если он не хочет
А вот другая традиция, о которой давно пора забыть. Речь о «пока всё не доешь, из-за стола не встанешь». Такая «столовая тирания» чревата серьёзными последствиями. Если ребёнка заставляют есть через силу, с возрастом у него не наладятся здоровые отношения с едой: это увеличивает риск ожирения и РПП.
Ограничивайте времяпрепровождение с гаджетами
В современном мире сложно оградить малыша от гаджетов совсем (да и не нужно этого делать, иначе он вырастет не приспособленным к нынешним реалиям). Но планшет, смартфон и компьютер не должны занимать всё его время. Иногда лучше дать малышу поскучать. Скука провоцирует креативное мышление, заставляет ребёнка развлекать себя самостоятельно. Поверьте, малыш не будет умирать от скуки слишком долго — детская фантазия способна порождать целые миры.
Привлекайте ребёнка к работе по дому
Только не переусердствуйте и не превращайте работу по дому в эксплуатацию детского труда. Ребёнок, вовлечённый в домашние дела с раннего возраста, переймёт привычку к порядку с возрастом. К тому же условные «чистые четверги» всей семьёй могут стать прекрасной традицией, которая будет вас сближать.
Быть родителем — это быть другом в первую очередь, а не надзирателем или карателем. Помните об этом. А друзья часто делают что-то вместе. Даже посуду можно мыть по-творчески: собирать по цветам и формам. Можно также украшать пространство дома, делать уборку интересной. Таким образом родители формируют у ребёнка правильные привычки.
Почему гиперопека — не лучшее решение
Как показывают исследования психологов, родители хотят видеть в своих детях следующие качества: добросовестность, аккуратность, старательность. Бесспорно, это важные черты характера, которые могут помочь в определённых жизненных ситуациях. Некоторых взрослым кажется, что они воспитают ребёнка таким, если возьмут на себя его ответственность. Личный пример — это, конечно, отлично, но что-то нужно делать не вместо, а вместе. Иначе ребёнок может вырасти нерешительным, зависимым от чужого мнения, не умеющим рисковать и добиваться целей, слишком безынициативным и чрезмерно робким.
Гиперопека в принципе не приводит ни к чему хорошему. «Тепличный» ребёнок вырастет в излишне мягкого или инфантильного взрослого. Он не научиться отстаивать свои интересы, а даже самые незначительные жизненные вызовы будут выбивать его из колеи. Скорее всего, независимо от возраста, он всегда будет рассчитывать на помощь и поддержку мамы.
Другой вариант развития событий — бунт. Дети, которые отличаются сильным характером, могут начать протестовать, делать всё назло гиперопекающим родителям. Зачастую они будут принимать какие-то решения, лишь чтобы насолить взрослым, совсем не думая при этом о собственной безопасности. Несложно догадаться, что это тоже не всегда может гарантировать ребёнку счастливое будущее.