Как воспитывать гиперактивного ребёнка

Включаем понимающего и терпеливого родителя

Как воспитывать гиперактивного ребёнка
Портрет мальчика с мамой на заднем плане © Фото: uznay.ru

Вашему ребёнку не сидится на одном месте, он постоянно вертится, хватается за одно занятие, бросает его, начинает делать что-то другое? Возможно, у него гиперактивность. В нашей статье разбираемся, как искать подход к такому ребёнку.

Причины такого активного поведения могут быть либо в особенностях темперамента, либо в СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — соответствующий диагноз может поставить только психиатр.

Часто гиперактивность возникает из-за непереносимости тех или иных продуктов, например, глютена или сладкого. Причиной может быть частое потребление чипсов и газировки. Всё это провоцирует воспалительные процессы в организме, а ребёнок, не понимая, что происходит, будет реагировать на это таким образом.

Признаки гиперактивности у ребёнка

— неспособность долго концентрироваться на чём-то одном;

Кто такие тёмные эмпаты и почему они могут разрушить вашу жизньКто такие тёмные эмпаты и почему они могут разрушить вашу жизньКак распознать чутких манипуляторов и защититься от них

— крайне высокая двигательная активность: ребёнок не может усидеть на месте, постоянно крутится, бегает, прыгает, пританцовывает;

— импульсивность и чрезмерная эмоциональность;

— проблемы с терпением: капризничает, если не получает чего-то сразу, с трудом дожидается своей очереди;

— неспокойный, прерывистый сон;

— быстрая потеря интереса;

Важно:

Бывает, что ребёнку приписывают чрезмерную активность, хотя на самом деле его поведение совершенно нормально. Большинство детей возрастом от 3 до 7 лет импульсивны, неусидчивы, любопытны, эмоциональны. Патологическая гиперактивность может быть диагностирована исключительно врачом.

— трудности в коммуникации;

— неумение закончить мысль: когда что-то рассказывает, скачет с темы на тему.

— неспособность молчать: без остановки шумит, кричит, разговаривает, поёт;

— рассеянность и невнимательность;

— необдуманные поступки, которые зачастую могут нести опасность для него самого;

— неумение выслушивать собеседника: постоянно перебивает всех во время разговора.

Нельзя сказать, плохо это или хорошо. Это такая особенность, которую важно учитывать. Если ребёнку свойственно такое поведение из-за его темперамента, это говорит, что у него высокий уровень энергии, он часто нуждается в выплеске, ему надо постоянно менять деятельность. Это также требует больших ресурсов от родителей, ведь уход за такими детьми, особенно когда они маленькие, подразумевает повышенное внимание. Начиная с того, как бы он себе не навредил и никуда не залез, и заканчивая необходимостью обеспечить его занятиями, потому что такие дети быстро теряют ко всему интерес.

Мальчик бегает по дому
Мальчик бегает по дому © Фото: uznay.ru

Положительные качестве детей с гиперактивностью

Хорошо развито творческое мышление

Гиперактивные дети любят что-то придумывать, фонтанируют идеями. Несмотря на то, что они постоянно отвлекаются, у них уникальный взгляд на мир, что находит отражение в творчестве. Они могут писать стихи, рисовать, петь, сочинять сюжеты и рассказы — если, конечно, у них хватит на это терпения.

Множество интересов

Такие дети интересуются многими вещами, не могут остановиться на каком-то одном хобби, поэтому занимаются всем по чуть-чуть. Им интересно пробовать что-то новое, ими движет чистый энтузиазм. С ними никогда не бывает скучно.

Целеустремлённость

Если гиперактивного ребёнка хорошо мотивировать, он выполнит задачу оперативнее и эффективнее, чем другие дети. Он заинтересован в том, чтобы найти наиболее быстрое, гибкое и зачастую необычное решение, ведь сам понимает, что вряд ли захочет заниматься этим долго.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка

Зачастую родители пытаются воспитывать детей с гиперактивностью в строгой дисциплине, держать их в ежовых рукавицах. За проделки и провинности на них кричат, обвиняют в плохом поведении, наказывают. Это чревато последствиями. Малыш может стать замкнутым, нервным, начать заикаться и бояться родителей.

Бывает и перекос в противоположную сторону — воспитанием чада вообще прекращают заниматься. Это тоже ни к чему хорошему не приводит: ребёнок может стать совсем неуправляемым.

Перегибы в воспитании гиперактивного ребёнка недопустимы. К каждому малышу нужно искать индивидуальный подход, учитывая его уникальные особенности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. СДВГ – результат недостаточной выработки норадреналина и дофамина в головном мозге, что приводит к нарушению нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребёнка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребёнка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трёхлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными.

Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребёнок более оживлён, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определённых обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь.

Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, — то самое время насторожиться. В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребёнка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребёнка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также её токсическим поражением. Избыточная активность ребёнка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.

Играйте правильно

Не заставляйте ребёнка сидеть смирно. Делайте выбор в сторону подвижных игр. Попробуйте распределять его распорядок дня по принципу «слоёного пирога»: немного позанимались развитием концентрации и внимания, переключились на активные действия, затем снова — спокойные игры, а потом можно и на улице побегать. Ребёнку не будет надоедать монотонная деятельность, при этом будут учитываться все его потребности.

Девочка играет на площадке у дома
Девочка играет на площадке у дома © Фото: uznay.ru

Когда у вас растёт гиперактивный ребёнок, в идеале заниматься им должен не один человек, потому что это слишком большая нагрузка. Желательно, чтобы заботу о нём разделяли несколько взрослых: родители, дедушки, бабушки, няни, педагоги, тренеры и так далее.

Не обделяйте его вниманием

Воспитывать такого ребёнка действительно может быть тяжело. И когда вы устали, велик соблазн отстраниться. Но помните: любым детям необходимо внимание, а гиперактивным — вдвойне. Они постоянно нуждаются в похвале и нормализации их чувств и эмоций. Им хочется делиться своими идеями, узнавать новое, взаимодействовать с миром, и проводником выступаете вы — родитель, значимый взрослый, который выслушает, покажет, расскажет, защитит и скажет: «С тобой всё в порядке, ты такой, какой есть, и я тебя люблю».

Не обвиняйте его

Плавно подходим к тому, что вы никогда не должны корить ребёнка за гиперактивность. Вероятно, у него будут возникать трудности из-за его особенности, могут быть проблемы в общении со сверстниками. Возможно, вам даже придётся сменить детский сад, потому что ему не подойдёт группа. Но ни за что не говорите ребёнку, что это из-за него. Создавая у малыша ощущение, что он «не соответствует», вы не поможете ему принять свою уникальность и обернуть её в свою пользу, но сформируете у него комплекс неполноценности и дестабилизируете самооценку.

Уберите из поля зрения всё лишнее

Оставляйте на виду исключительно его любимые игрушки или гаджеты. Остальное нужно прятать. Лучше убирать всё, что может отвлекать внимание ребёнка. Когда поймёте, что какие-то игрушки ему надоели, предложите ему альтернативу: замените их новыми или хорошо забытыми старыми.

Придерживайтесь режима дня

Он должен быть понятным, прописанным даже в самых мелочах. Обязательно проговаривайте с ребёнком, что вы сейчас будете делать, пошагово. Например: «Сейчас ты принимаешь душ, затем умываешься, чистишь зубы, переодеваешься в пижаму, мы читаем сказку и ложимся спать». Когда появляется чёткая последовательность, которая со временем становится привычной, это успокаивает ребёнка, даёт ему понимание, как распоряжаться со своим временем, и помогает лучше концентрироваться.

Женщина читает сказку ребенку на ночь
Женщина читает сказку ребенку на ночь © Фото: uznay.ru

Организуйте занятия спортом

Можете отдать ребёнка в спортивную секцию — лёгкая атлетика, плавание, лыжи, единоборства, хоккей. Играйте с ним в футбол, баскетбол, волейбол, катайтесь на велосипеде, роликах, коньках, ходите на спортивную площадку. Идеальная прогулка с гиперактивным ребёнком — та, после которой и он, и вы валитесь с ног от усталости.

Заведите дневник самоконтроля

Попробуйте этот способ, если ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы вести дневник. В нём можете отмечать, каких успехов он добился дома и в саду/в школе за день. Можете разделить его на графы заранее, например: «Уборка/помощь родителям по дому», «До машнее задание», «Учёба в школе», «Спортивная секция» и так далее.

Позволяйте такому ребёнку проявляться через спорт, общение, творчество. Обязательно следите, чтобы у него было достаточно времени на восстановление. Иногда у гиперактивных детей заканчивается ресурс, но они всё равно продолжают двигаться, не могут вовремя остановиться. Особенно это заметно на маленьких детях, когда они уже устали, но продолжают бегать, начинают капризничать, становятся беспокойными. Крайне важно следить за режимом, чтобы не пропускать, когда у ребёнка заканчиваются силы.

Читайте также