Как отвечать на детские вопросы — памятка родителям
И почему от них не стоит отмахиваться
Автор
Многие родители мечтают, чтобы их младенец немного подрос и научился говорить. Тогда наконец получится понять, отчего он плачет, почему сегодня хочет исключительно омлет на завтрак, а завтра это уже самое ужасное блюдо... Однако многие забывают, что, когда малыш начинает говорить, он также начинает задавать вопросы, некоторые из которых ставят в тупик.
Почему важно отвечать на детские вопросы
Ребёнку интересно всё: откуда берутся тучи, почему родители ругаются, зачем светит солнце, почему зимой холодно. Вопросы начинают сыпаться на родителей как из рога изобилия, когда малышам исполняется примерно 3 года.
Может показаться, что это какие-то пустяки, однако малышу очень важно получить ответы. В первую очередь стоит помнить, что он задаёт вопросы значимым взрослым — людям, которых считает самыми авторитетными, ему важно чувствовать интерес с их стороны. Если взрослые стремятся выстроить со своими детьми прочные доверительные отношения, не стоит игнорировать их вечные «как» и «почему».
Дети любознательны, вопросы — один из способов узнать больше о мире вокруг. Если родители отказываются отвечать на них, малыш может потерять интерес изучать его дальше.
Важно понимать, что период активных детских вопросов — это нормативный и очень важный этап в развитии ребёнка. Он отражает его любопытство, желание познавать мир и даёт возможность устанавливать новые логические связи.
Почему дети задают много вопросов
К 3 годам мозг ребёнка становится более структурированным, его познавательные способности выходят на новый уровень. Вопросы типа «почему?» и «как?» связаны с мыслительными процессами, которые в раннем возрасте только начинают зарождаться, а теперь достигают значительной зрелости.
Как отвечать
Главное — помнить, что ни один вопрос не является глупым.
С маленькими детьми всё достаточно просто. Когда маленький ребёнок задаёт вопрос, он не ожидает от нас длинной речи или развёрнутого ответа со ссылками на источники.
Не ругать и не стыдить
«Что значит слово ***?»
Ребёнок постепенно учится жить в этом мире, взаимодействовать с другими людьми. Он пока не знает, что некоторые темы во взрослом мире считаются неприличными. Ему ещё только предстоит узнать, что такое плохие слова, что приемлемо или недопустимо в обществе.
Когда дети приносят домой ненормативную лексику, они даже не подозревают о смысле их выражений. Только взрослый может объяснить, что в обществе принято, а что не является признаком хорошего тона (конечно, для детей мы проговариваем это более простыми словами). Здесь всегда работает правило: лучше ребёнок узнает что-то от родителя в той форме, в которой это принимается родителем, чем пойдёт узнавать это на улицу или в социальные сети. И тогда уже неизвестно, какое объяснение он там найдёт.
Использовать простой язык
«Из чего состоит воздух?»
Если малыш интересуется таким, объяснение должно быть простым и понятным. Он не ожидает услышать подробную лекцию по физике со сложной терминологией и формулами.
Не врать
«Откуда берутся дети? Почему люди умирают?»
Отвечать надо честно. Иногда очень хочется соврать, особенно если вопрос кажется неудобным, или сказать что-то вроде: «Тебе пока это знать необязательно». Но рано или поздно ребёнок узнает ответ и тогда либо поймёт, что ему сказали неправду, либо услышит слишком много неприятных подробностей. Лучше не вдаваться в детали, если вам кажется, что малышу они пока не нужны, но всё же не выдумывать ответы.
Если на вопрос «откуда берутся дети?» ответить «из животика мамы», то часто малыши не особо любопытствуют. Но если интерес пойдёт дальше, можно добавить, что «у мамы с папой есть особые отношения, и когда они очень захотят, тогда они соединяют свои клеточки, и рождаются детки». Мы не скрываем от детей правду, но отвечаем доступно, без погружения в пучины физиологии и сексологии. Здесь важен настрой взрослых: главное — не убегать от ответов даже на сложные темы, не стыдить ребёнка, если самим стыдно
Порассуждать вместе
«Почему Земля вращается вокруг Солнца? Почему добро не всегда побеждает зло?»
Некоторые вопросы могут поставить взрослого в тупик, либо потому, что он сам не может дать точного ответа, либо потому, что объяснение может быть неоднозначным. В таких случаях лучше признать, что взрослые не могут знать всё на свете, и предложить подумать и найти ответ вместе. Можно почитать с ребёнком энциклопедию, посмотреть документальный фильм и потом обсудить новую информацию.
Как справляться с детскими вопросами
Вопросов бесконечно много, и не всегда у взрослых есть время и силы, чтобы на них отвечать. Часто дети специально задают абсурдные вопросы или спрашивают одно и то же по несколько раз.
Собрали несколько советов, как родители могут попытаться упорядочить нескончаемый поток «почему».
Задайте реальный уровень ожиданий
Вы не обязаны знать всё. Если ребёнок спрашивает о чём-то сложном, можно честно признать: «Я не знаю, но давай узнаем вместе». Это покажет ему, что учиться — нормально. Не стремитесь отвечать идеально. Простые и понятные ответы часто лучше научных объяснений.
Установите границы
Если ребёнок задаёт вопросы в неподходящий момент, мягко отложите обсуждение до того момента, когда вам будет удобно. Главное — сдержать своё обещание и вернуться к теме. Ограничить поток вопросов можно, предложив ему, например, нарисовать свои вопросы. Это способствует выстраиванию ассоциативных связей. Или создайте коробку вопросов, куда ребёнок может класть записанные вами «почему». В удобное время вы сможете вместе разобрать их.
Используйте техники переключения
Перенаправьте вопрос обратно ребёнку: «А как ты думаешь?» Это не только снимает с вас часть нагрузки, но и стимулирует его мышление. Можно использовать игровой формат: «А давай придумаем 3 разных ответа на твой вопрос!» Это превратит диалог в развлечение. Но это касается только творческих тем. Если речь идёт о знаниях и реальном мире, ответ должен быть максимально содержательным и раскрывающим суть вопроса.
Привлекайте внешние ресурсы
Купите книги или энциклопедии, подходящие для возраста ребёнка, предложите ему искать ответы вместе или самостоятельно. Это развивает самоорганизацию, ускоряет освоение знаковых символов. Можно использовать подходящие цифровые технологии. Например, аудиоэнциклопедии, подкасты или детские видео.
Найдите помощников
Если есть возможность, подключите к ответам других членов семьи: второго родителя, бабушку, дедушку. Это создаёт разнообразие в ответах и снижает нагрузку на одного человека. Устройте общую викторину или семейный разбор коробки вопросов, чтобы обсуждать темы вместе.
Что делать, если вопросы кажутся бессмысленными?
Иногда детские «почему» действительно могут казаться несвязными. Это нормально, и важно помнить, что для ребёнка даже «глупые» вопросы имеют смысл. Это способ получить отклик и почувствовать себя значимым. Если вопрос явно несерьёзный, ответьте с юмором:
— Почему рыбы не летают на работу?
— Потому что у них нет портфеля, а без портфеля на работу не пускают.
Юмор разряжает обстановку и снимает излишнее напряжение.
Дополнительная литература
По общению с детьми есть прекрасные книги Юлии Гиппенрейтер и Адель Фабер в соавторстве с Элейн Мазлиш.
Ещё — тематические книги «Про это» про человеческое тело.
Книги про смерть: «Самые добрые в мире» Ульфа Нильсона, «Мой друг Бертольт» Жака Гольдстина, «Остров моего дедушки» Бенджи Дэвиса».