Гедонизм: как наслаждение становится стилем жизни
От античности до современности, от Аристиппа до Мишеля Онфре
Автор
Гедонизм — это образ жизни, направленный на получение удовольствия. Человек, который придерживается такой философии, сосредоточен на своих желаниях и потребностях. Правда, у всех гедонистов ценности различаются: у кого-то это вкусная еда, у кого-то — секс, у кого-то — вечер за книгой. Суть такого мировоззрения в том, что ничего не должно быть в тягость — делайте лишь то, что радует вас.
Кого можно назвать гедонистом
Иногда можно услышать, как эгоцентричного человека, делающего выбор в пользу потребления, называют гедонистом. Это не совсем верная трактовка. На протяжении истории человечество давало гедонизму разные определения и всячески пересматривало его идею. Лишь в некоторых трактовках гедонизм предполагает сосредоточенность на материальных благах и потребительстве. В других же утверждается, что наслаждаться можно и общением с семьёй, получением знаний, красивым закатом, шумом моря, пением птиц — очаровательными мелочами, которыми наполнена жизнь.
Когда и где появился термин
Первыми о гедонизме заговорили ещё во времена Древней Греции. Античный философ Аристипп стал основателем киренской школы, вышедшей из философии Сократа. Киренаики разделяли душевные состояния лишь на 2 типа: страдание и удовольствие.
По мнению Аристиппа, потребность человека в наслаждениях выше всяких социальных норм и условностей, она не имеет положительной или отрицательной окраски. В его определении, гедонизм не ориентируется на нравственность и мораль. Грубо говоря, ради достижения удовольствия все способы хороши.
Эти идеи развил другой античный философ — Эпикур. Согласно ему, все люди должны стремиться к состоянию полного спокойствия, освободившись от любых страданий. Такое состояние он назвал «атараксия».
Во времена Древнего Рима популярность гедонизма в своём самом порочном воплощении достигла своего пика, и это сыграло злую шутку. Всеобщее вожделение «хлеба и зрелищ» стало одной из причин, почему некогда великая империя пала. Принято считать, что римские императоры и их ближайшее окружение настолько погрязли в разврате и вседозволенности, что это положило конец порядку и застопорило всякое развитие.
Далее философия гедонизма «затихла»: в период Средневековья аскетичное мышление слишком покорило умы людей. Лишь в эпоху Возрождения о гедонизме стали вспоминать и обсуждать — гуманисты Франческо Петрарка, Леонардо Бруни, Джованни Боккаччо.
Философы Нового времени (середина XVII – начало XX века) — Гельвеций, Спиноза, Декарт, Гоббс — утверждали, что людьми движет стремление к удовольствиям. Они были убеждены, что наслаждаться жизнью, не нанося никакого ущерба другим, возможно. Таким образом была сформирована концепция разумного эгоизма, которая до сих пор не потеряла актуальность.
А вот спустя 200 лет философию гедонизма, напротив, стали резко критиковать. Марксисты утверждали, что наслаждения и страдания — это то, что определено общественными отношениями, а не личной волей каждого. А философы XX века — Бодрийяр, Фуко, Маркузе — были убеждены, что постоянное стремление к наслаждениям — негативное следствие капиталистического мира.
Современный взгляд на гедонизм
Мишель Онфре
Один из наиболее ярких представителей современного гедонизма — французский философ Мишель Онфре, автор книг «Возможность существования: манифест гедониста» и «Изобретение удовольствия: фрагменты киренаики». Он считает, что гедонизм — это не только получение удовольствия, но и «причинение» его другим, что отличает это мировоззрение от эгоизма, который в центр всего ставит лишь собственную выгоду.
Тезис «все средства хороши» здесь совершенно неуместен, ведь гедонисты не должны никому вредить. Онфре призывает быть внимательными к своему поведению и учиться осознанности: ведь лишь прислушиваясь к себе и отслеживая эмоции, можно понять, чего человек на самом деле хочет в настоящий момент.
Дэвид Пирс
Английский философ Дэвид Пирс предлагает другую современную трактовку гедонизма. Он уверен, что «гедонистический императив» (полное освобождение от страданий) возможно претворить в жизнь, обратившись к так называемому трансгуманизму. Речь об улучшении здоровья и увеличении возможностей человека при помощи науки и технологий, а также о повышении общего качества жизни.
По мнению Пирса, генная инженерия, фармакология, нейрохирургия помогут человечеству выйти из круга страданий, в то время как развитие экономики, промышленности, производства этому точно не могут поспособствовать.
Основные идеи гедонизма
— Жизнь сама по себе является ценностью.
— Наслаждаться можно каждым моментом.
— Все мы имеем право быть счастливыми.
— Жизнь определённо стоит того, чтобы упиваться ей.
— Гедонист не должен вредить другим и причинять страдания.
— Удовольствия принадлежат человеку, а не наоборот: никто не должен быть рабом своих желаний.
Несколько «но»
1. В теории постулат «наслаждайся каждым моментом» звучит очень привлекательно, но на практике это просто невозможно. Жизнь — нестабильная субстанция: постоянно что-то идёт не так, наши планы рушатся, мы сталкиваемся с новыми барьерами, проблемами, задачами. Далеко не каждый момент способен доставить нам удовольствие.
2. Гедонизм во многом — очень размытая философия. Предположим, вы поняли, что нужно стремиться к наслаждениям, радости, счастью. Но как это делать? Во-первых, всё слишком индивидуально: что хорошо для одного, никак — для другого, и ужасно — для третьего.
Во-вторых, чтобы понять, что именно доставит вам удовольствие в настоящий момент, нужно уметь слышать себя, что требует высокой осознанности — для многих это большая роскошь. Да что там: даже самый осознанный человек в минуты раздрая и печали не всегда может здраво оценивать собственные порывы и импульсы.
3. Удовольствие всегда ограничено, оно не может длиться вечно. Подпитывать его можно, но исключительно новизной ощущений. Когда мы пробуем или видим что-то новое, это вызывает у нас радость и восторг. Постепенно оно перестаёт быть для нас новым, и мы прекращаем получать такое же наслаждение, как раньше.
Любое удовольствие, превратившись в рутину, перестаёт им быть — таков парадокс человеческой психики. Ещё Эпикур и Шопенгауэр утверждали: наслаждение становится ярче, если чередовать его с ограничениями. Тогда оно не успеет нам надоесть и станет ещё более желанным. Поэтому полный, беспросветный гедонизм — это не путь к достижению счастья, а вот гедонизм частичный, дозированный — идеальный выбор.
Закон предельной полезности отлично описывает, почему мы пресыщаемся любыми удовольствиями. Этот закон относится к экономической теории, но основная его идея — психологическая. Его суть в следующем: чем больше мы потребляет один и тот же товар, тем сильнее снижается полезность каждой следующей единицы этого товара. Говоря проще: чем больше у человека одного и того же блага, тем меньше он получает от него удовольствия. Наивысшую полезность играет лишь первичное наслаждение.
Канадский профессор психологии и когнитивной науки Йельского университета Пол Блум уверен, что без контраста счастья не достигнуть. Бездумный и беспрерывный поиск удовольствий заставляет человека быстро разочаровываться в их источниках. Кроме того, Блум говорит, что жизнь полна «добровольных страданий», которые направлены на получение наслаждения в будущем — мы работаем, чтобы иметь больше денег и возможностей. Например, мы выполняем скучные упражнения в спортзале и страдаем на беговой дорожке для красоты и здоровья. Или иногда проходим через неприятные или болезненные медицинские процедуры для улучшения самочувствия.
Почему у нас не получается наслаждаться моментом на постоянной основе? Дело в том, что если смотреть на историю человечества целиком, люди не так давно живут в комфорте и относительной безопасности. Опыт наших предков, которые были вынуждены справляться с серьёзными вызовами и преодолевать трудности в борьбе за жизнь, заложен в генетическую память. Поэтому когда у нас наступает период расслабления, длится он совсем недолго. Мозг быстро вытесняет его необходимостью ощутить прилив сил за счёт стресса. Если же реальный стресс найти нельзя, наша психика создаёт его искусственно.
Что же делать? Необходимо понять, что любой вызов — это развитие. А любая неудача — возможность узнать, освоить, измениться, добиться или переделать что-то. В этом заложен успех. Удовольствие состоит в постоянном изменении и развитии — внутреннем, внешнем, или в их сочетании. Не бойтесь вызовов. Они делают нас сильнее, а жизнь — интереснее и насыщеннее.
4. Удовольствия вызывают зависимость. Как пишет американский психиатр Анна Лембке, всплеск дофамина (гормона радости) действует по принципу качелей. Сильные эмоции захватывают нас ненадолго, затем они стремительно идут на спад. Это хоть и помогает нам в вопросах мотивации, но одновременно может вызвать зависимость. Тогда человек сосредотачивается на поиске наслаждений, всеми силами избегая любых страданий и трудностей.
Как это работает? Дофамин отвечает не за само удовольствие, а за его предвкушение. Поэтому этот гормон — отличный стимул к поиску наслаждений. Если мы пресыщаемся ими, ресурсы дофамина в организме истощаются, и то, что раньше нам нравилось, перестаёт вызывать такую яркую реакцию.
По этой причине со временем нам хочется съесть больше пирожных, выпить больше алкоголя, посмотреть больше серий, дольше листать красивые картинки в соцсетях. Это называется эффектом «дофаминовой петли».
Гедонизм в век задач и дедлайнов
Но как же придерживаться философии гедонизма сейчас, когда от нас требуются эффективность и многозадачность? На этот вопрос ответила журналистка Лора Вандеркам в своей книге «Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов».
Фокусируйтесь на ощущениях
Вы не сможете полноценно насладиться вкусной едой, общением с друзьями и красотой природы, если все ваши мысли заняты работой. Навык быть полностью включённым надо тренировать. Постарайтесь чаще направлять всё своё внимание на ощущение «в моменте»: если пьёте кофе, почувствуйте его вкус, запах, температуру, сосредоточьтесь на каждом глотке; если общаетесь с близкими, учитесь слушать, на отвлекайтесь, активно ведите диалог.
Отслеживайте, на что тратите время
Современный человек постоянно загружает себя новыми и новыми делами. Вечно быть чем-то занятым — это уже чуть ли не стиль жизни. Автор книги призывает каждые полчаса останавливаться и отслеживать свои действия, чтобы анализировать — насколько они сейчас необходимы?
Это поможет выделять те задачи, которые можно делегировать либо вообще не обязательно выполнять. Вместо этого можно отдохнуть, почитать книгу или посмотреть хорошее кино, прогуляться с друзьями или помедитировать.
Перестаньте ожидать слишком многого
Зачастую мы завышаем свои ожидания от какого-либо события и по итогу испытываем разочарование. Проблема в том, что чрезмерно высокие ожидания редко оправдываются. Поэтому рекомендуется не ждать слишком многого от предстоящего удовольствия и фокусироваться на моменте. Даже мелочи, вроде красивого заката и вкусного завтрака способны доставить нам наслаждение, главное — обратить на них внимание.
Дофаминовая петля — это уже медицинское выражение. Так говорят, когда человек попадает в зависимость от собственных гормонов. Это состояние, когда мозг постоянно ищет вознаграждение от определённых действий или стимулов. Чтобы выйти из этой ловушки, можно попробовать следующие шаги:
— Осознайте проблемы. Поймите, что вы в дофаминовом плену.
— Определите триггеры. Узнайте, что вызывает у вас зависимость.
— Ограничьте время на вредоносные действия.
— Замените привычки. Найдите здоровые альтернативы, например, спорт или хобби.
— Делайте паузы. Сокращайте воздействие стимулов.
— Практикуйте осознанность. Используйте медитации для успокоения своего разума.
— Обратитесь за поддержкой. Поговорите с близкими, а лучше со специалистом — психологом или психотерапевтом.