Какие ваши годы: что такое эйджизм и как с ним бороться
В чём проявляется дискриминация по возрасту и можно ли ей противостоять
Автор
Слово «эйджизм», коротко и ёмко обозначающее возрастную дискриминацию, происходит от английского «age» — «возраст». И хотя в речи уже встречается альтернативное «возрастизм», пока мы чаще пользуемся иноязычным аналогом. Но что стоит за этим понятием и почему нам всё чаще приходится им оперировать? Разбираемся вместе с экспертами.
Что понимается под эйджизмом
Эйджизм — это один из видов социальной дискриминации, который базируется на стереотипных мнениях, предрассудках, предубеждениях, предвзятостях в отношении людей определённого возраста.
Само понятие возникло в конце 1960-х благодаря главе Национального института старения США Роберту Батлеру: негодуя по поводу притеснения прав пожилых людей, он в сердцах выпалил этот авторский неологизм, созвучный слову «расизм/ racism» и созданный по его подобию, в одном из газетных интервью. Газета вышла с хлёсткой цитатой на первой полосе, термин «эйджизм» тут же попал в поле зрения социологов, а потом стал массовым.
Каким бывает эйджизм
Первое время это явление относилось только к тем, «кому за» — ведь проблемы тех, кто перешагнул порог молодости и двинулся дальше по возрастной шкале, были (и остаются) слишком очевидными.
Сегодня о нём говорят и в связи с молодёжью: несколько лет назад появились даже словечко «янгизм/youngism» и понятие «обратный эйджизм» — жизнь показала, что давать дорогу молодым готовы не всегда и не везде.
Различают самонаправленный и институциональный эйджизм.
Самонаправленный нацелен на самого себя или на ровесников. Проявляется это в скептических, самоуничижительных или уничижительных репликах, постоянном подчёркивании несостоятельности из-за возраста и может привести к тому, что человек вообще потеряет вкус и интерес к жизни.
Наверняка вам доводилось слышать фразы: «Уже поздно об этом думать», «поезд ушёл», «мне/нам это не по годам», «я для этого уже слишком старый/старая», «а она/он всё молодится» или «вспомнила баба, как девкой была». Всё это приметы самонаправленного эйджизма.
Эйджизм по отношению к самому себе может проявляться в высказываниях из разряда «мне уже 30-40-50», «мне поздно что-то делать» — менять работу, идти учиться, начинать новое хобби, вступать в отношения, рожать детей. Иногда человек может «стесняться» своего возраста, в каких-то ситуациях завышать или занижать эту цифру.
Важно трезво и адекватно относиться к своему возрасту. Для определённых возрастных этапов характерны свои «кризисы», переходы. Но нет «плохого» или «хорошего» возраста, есть свои особенности, плюсы и минусы, которые явно субъективны. В любом случае, не зацикливайтесь на цифре, а лучше фокусируйтесь на своих возможностях, не упуская из вида и ограничения. Это вполне сбалансированный и осознанный взгляд на собственную жизнь.
Институциональный связан с предвзятыми социальными нормами. Скажем, такими, как выдавливание сотрудника, достигшего пенсионного возраста, из коллектива, чтобы «уступил место молодым», или отказ работников скорой помощи госпитализировать престарелого человека, потому что «мало ли что с ним случится по дороге».
Как он проявляется
Общие признаки эйджизма — пренебрежительное, высокомерное, снисходительное, невнимательное, равнодушное отношение к людям, чей возраст в понимании эйджистов выходит за рамки некой субъективной «нормы».
Чем старше человек, тем чаще он может столкнуться с безразличием, раздражением или грубостью в свой адрес. И это не трудности отдельно взятого государства — такое происходит во всём мире.
Международное исследование на тему эйджизма, проведённое в 2020 году в 57 странах, показало, что почти в 2/3 из них люди придерживаются умеренных или сильных эйджистских взглядов.
Год спустя проблема достигла такой остроты, что ВОЗ и ООН составили «Глобальный доклад об эйджизме». Согласно приведённой там статистике, в Европе его испытал на себе каждый третий. Что интересно, самые высокие показатели были у молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет.
Их можно понять. Тем, кто регулярно просматривает сервисы по долгосрочной или посуточной аренде жилья, наверняка попадались объявления, в которых указывалось что-то вроде: «Только для съёмщиков старше 22 лет». Видимо, по умолчанию подразумевается, что юноша и девушка или 3-4 друзей-студентов, сняв квартиру или остановившись на несколько дней в интересном им городе, обязательно закатят разрушительную оргию, разнесут в щепки мебель, прожгут ковры и затопят соседей. На худой конец устроят короткое замыкание.
Кстати, даже в демократичном кафе на вошедшую группку вполне благополучных подростков могут посмотреть косо: зачем пожаловали, будет ли у вас чем расплатиться?
Но это не означает, что тем, кто старше, живётся проще. Вот самые частые проявления эйджизма, с которым приходится сталкиваться людям, начиная со среднего возраста, всё чаще и больше по мере прибавления лет.
Трудоустройство
Наверняка вы не раз слышали от людей 40+ о том, как они боятся потерять работу, потому что найти новую хорошую в «таком возрасте» почти невозможно. Или рассказы о том, что работодатели первым делом смотрят на дату рождения в анкете соискателя и какие-то из них даже не открывают и не рассматривают.
Если у человека из-за возраста возникают проблемы с трудоустройством, то можно пойти в суд, который будет на стороне соискателя, и «отвоевать» своё право на работу. Однако мало кто будет действовать таким образом.
Обычно в компаниях есть негласное правило по возрасту коллектива: например, «молодой коллектив» до 35 лет или «возрастной» коллектив: «Смотрим кандидатов от 40».
Желательно подбирать коллектив в соответствии с возрастом, чтобы потом не возникало дополнительных проблем. Часто уже на этапе просмотра резюме рекрутер понимает: впишется ли человек в данный коллектив или нет.
Правда, в нашей стране действует Трудовой кодекс, где указано, что работодатель не вправе указывать в вакансии свои пожелания относительно возраста потенциального сотрудника. Формально это правило не нарушается, но на помощь тем, кто считает, что «старикам здесь не место», приходят задорные пространные эвфемизмы. Вроде таких: «команда молодых креативных единомышленников», «самому старшему из нас только-только исполнилось 35 лет», «ищем активных, энергичных, свежих, с горящими глазами, чтобы влились в наши ряды». Для того, кому за 40, такие призывы равны стоп-сигналам: сюда не ходи, таких, как ты, здесь не ждут.
Что уж говорить о людях предпенсионного или пенсионного возраста: презрительное «а, да это же «пенсия!» звучит для них как приговор.
Впрочем, и юным соискателям бывает несладко: их часто не берут на работу из-за отсутствия опыта — а где во время учёбы или сразу после институтской скамьи его набраться? Или используют как мальчиков-девочек на побегушках или нанимают на испытательный срок на небольшую зарплату, а потом через 1-2 месяца убирают, чтобы взять такого же «зелёного» новичка на тот же срок, попользоваться им, тоже избавиться, и так до бесконечности.
В российском законодательстве термин «эйджизм» отсутствует. Вместо него применяется практически совпадающий по смыслу: «дискриминация по возрасту». Основой правовой защиты от дискриминации в России является Конституция РФ. Статья 19 гарантирует равенство всех граждан перед законом и запрещает дискриминацию по различным основаниям, включая возраст.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) также содержит положения, направленные на защиту работников от дискриминации. Статья 3 ТК РФ указывает на запрет дискриминации по различным основаниям, включая возраст. Однако в реальности многие работодатели продолжают применять возрастные ограничения при найме сотрудников.
Граждане, столкнувшиеся с проявлениями эйджизма, могут обратиться в Государственную инспекцию труда или прокуратуру. Эти органы имеют полномочия проводить проверки и привлекать нарушителей к ответственности. В случае подтверждения факта дискриминации по возрастному принципу, например при приёме на работу при отсутствии иных факторов, препятствующих найму, заявитель вправе требовать от работодателя заключения трудового договора на общих основаниях, компенсацию материального и морального вреда (абз. 4 ст. 3 ТК РФ).
Однако не стоит забывать, что даже при реальной дискриминации по возрасту неприём на работу, неповышение зарплаты, неповышение в должности работодатель может объяснять профессиональной некомпетентностью работника/соискателя или объективными препятствиями: отсутствием денежных фондов, вакансий и т.п. В этом случае доказать факт дискриминации будет проблематично.
Медицинское обслуживание
Это не меньшее, если не большее унижение, особенно для пенсионеров, пожилых и старых людей.
Поговорите со своими старшими родственниками, спросите у них, многие ли врачи в районной поликлиники были с ними участливы, бережны, тактичны, внимательно выслушивали жалобы, тщательно осматривали, вникали. Ответ, скорее всего, будет неутешительным. А вот фразу «а что вы хотите в вашем возрасте» хотя бы раз слышал каждый немолодой человек.
Социокультурное игнорирование
Молодость — это прекрасно, но странно думать, что, перевалив этот рубеж, люди автоматически перестают хотеть и мочь всё то, что им хотелось и моглось в 30 лет. Для них по-прежнему важно хорошо выглядеть, модно одеваться, общаться, самореализовываться, зарабатывать и далее по списку. Многие не готовы от этого отказаться, вступив в пожилой возраст.
Но если посмотреть, например, на тенденции рекламной индустрии, касающиеся моды, туризма, отдыха, сферы развлечений, легко заметить, что ориентир идёт обычно на молодых. Как будто всё, что осталось человеку постарше, — это засесть на даче в обнимку с кабачками или медленно выгуливать по утрам собачку во дворе. Но по факту многие «пенсионеры» дадут фору молодым по части активности, любознательности, открытости новому и даже выносливости и работоспособности.
Такое, конечно, не может не угнетать, а угнетённость, в свою очередь, отражается на физическом и психоэмоциональном здоровье:
— ухудшается самочувствие;
— обостряются хронические заболевания;
— понижается самооценка;
— формируется комплекс возрастной неполноценности;
— возникает чувство одиночества, отвергнутости, ненужности;
— человек может впасть в апатию или депрессию.
В чём проблема
Во многом — в стереотипах.
Самые распространённые стереотипы в адрес пожилых людей:
— они отстали от жизни;
— не дружат с гаджетами, новыми технологиями, Интернетом;
— ригидные, косные, с устарелыми или консервативными взглядами;
— ворчливы, раздражительны, всем недовольны, ругают молодёжь;
— часто недомогают, болеют, слабосильны;
— медлительны, плохо воспринимают и осваивают новую информацию, мало чем интересуются;
— бесконечно ностальгируют, скучны, занудны.
Самые распространённые стереотипы в адрес молодых людей:
— поверхностные, безответственные, легкомысленные;
— ленивы, распущены, безнравственны;
— не обладая глубокими знаниями, не хотят расти, развиваться, получать опыт, но хотят сразу большие зарплаты;
— интересуются только «ерундой в Сети», далеки от культуры, литературы, искусства и пр.;
— эгоистичны, эгоцентричны, у них нет авторитетов;
— амбициозны, но их амбиции ничем не подкреплены;
— думают только об отдыхе и развлечениях.
Отдельная тема — возрастная дискриминация в отношении детей, вплоть до злоупотребления властью над ними. Она получила название «адультизм», и с ней мы также сталкиваемся постоянно. При этом часто в опасливо-презрительном отношении к детям преуспевают как раз те самые взрослые, что сами страдают от эйджизма.
Что делать
Конечно, решать проблему, и не одним, а сразу несколькими путями.
1. Законодательно — разработав закон, защищающий от возрастной дискриминации не только в сфере труда.
2. Просвещать и гуманизировать общество.
Парадокс в том, что старость неизбежна, неминуема для всех — при условии, конечно, что человек не умирает молодым. Делать вид, что она тебя никогда не коснётся, как минимум странно. И в этом возрасте, при всех издержках, есть свои преимущества, радости, полноценность, перспективы — об этом нужно говорить, объяснять, культивируя возрастное равноправие и не загоняя немолодых людей в социальную резервацию, где до них никому нет дела.
И точно так же стоит развенчивать мифы о ничего не знающем юношестве. Они хотят, желают, а главное — могут разное и многое.
3. Развивать преемственность.
А здесь каждый может начать со своей семьи. Конечно, общая социальная политика, которая поможет налаживать и укреплять связь поколений, очень важна. Но для начала неплохо было бы поинтересоваться, чем живут, дышат, как справляются свои, родные бабушки и дедушки.
Один из главных залогов здорового общества — уважение друг к другу, ко всем, кто рядом и вокруг: большим, маленьким, взрослым, юным, старикам, детям. Если каждый задумается об этом, отряхнётся от налипших стереотипов, вспомнит, как когда-то был молодым, или осознает, что тоже станет старым, есть надежда: проблема эйджизма постепенно начнёт сходить на нет. А может быть, с годами и совсем исчезнет.