Что делать, если ребёнок всё время требует внимания
Разбираемся в причинах, находим решения
Автор
«Мне скучно, поиграй со мной, пойдём отсюда!» — кому из родителей не знаком этот капризно-укоряющий тон, которым дети призывают уделить им внимание. И хорошо ещё, когда они могут об этом сказать, а порой требование выражается в не словах, а в действиях, далеко не всегда приглядных. Как понять, что вашему отпрыску не хватает внимания, и что делать, чтобы всем было хорошо?
Как понять, что ребёнку нужно внимание
Можно дарить дорогие игрушки, включать весёлые мультики, даже купить щенка, котёнка, на худой конец, морскую свинку, но всё вместе взятое не заменит главного — родительского внимания.
Конечно, встречаются такие сыночки и дочки, которые терзают маму и папу, даже если те 24/7 прыгают вокруг них. Но часто детям действительно «маловато будет». Родители то на работе, то в гостях, то заняты скучными взрослыми делами, то носятся с младшим (старшим) братом (сестрой).
В результате возникает справедливая или не очень обида: «А как же я?!». Не всегда ребёнок может выразить её внятно. А родители порой не понимают, что происходит: избалованность это, каприз на ровном месте или они на самом деле упускают из вида что-то важное.
Как же понять, что ребёнок испытывает дефицит вашего внимания? Проявляется это по-разному — в зависимости от возраста.
Самые маленькие дети, которые ещё не освоили речь как следует, могут:
· плакать, кричать, хныкать, пока их не возьмут на руки или не приласкают;
· кидать на пол игрушки или другие предметы, швыряться ими, наблюдая за реакцией;
· тянуть, дёргать за одежду, за руку, за волосы;
· постоянно убегать (если он уже прытко бегают);
· сделать что-то запретное: ударить кого-то, сломать, разбить, порвать что-то — и смотреть, как отреагирует взрослый.
Дети постарше тоже могут нарочно что-то ломать, теребить, демонстративно уходить, не реагируя на замечания и окрики. Но не только это, а ещё:
· звать, окликать, настойчиво повторяя одно и то же, когда родители заняты делом: «Пап, пап, смотри, смотри!» или «Мам, ну пойдём, мам, ну пошли»;
· сознательно ругаться, сквернословить;
· начать бить взрослых и даже себя;
· хулиганить, комментируя свои действия, или рассказывать о проступке: «А я сейчас бабушку пнул, у цветка листья оборвал, кошку стукнул!»;
· буквально сводить вас с ума вопросами, просьбами.
Подросткам, как бы они ни дистанцировались от родителей, демонстрируя свою независимость, внимание нужно не меньше. Звоночками будут:
· нарочитая грубость (вплоть до оскорблений);
· скупое, сухое «нормально» в ответ на вопрос, как дела;
· неожиданный бунт — например, отказ делать то, что спокойно делал раньше: убираться, мыть посуду, гулять с собакой;
· упрёки, претензии;
· внезапные слёзы, в том числе у мальчиков;
· падение успеваемости.
Проявления разные, повод один: ребёнок считает, что ему недодают, и требует своё. Справедливо или нет? — вот что важно понять родителям. Поэтому переходим к причинам, из-за чего такое может происходить.
Основные причины нехватки внимания
Поведение родителей
Если взрослые заняты собой, своими заботами, а от ребёнка отмахиваются или откупаются подарками («Сыт, одет, обут, что ещё надо?»), у него может возникнуть ощущение своей ненужности, незначительности.
Чувствовать себя полезным, вовлечённым в общие дела важно даже малышу. Это придаёт ему вес, значимость в собственных глазах, он трогательно гордится тем, что помогает маме убираться, подаёт папе молоток — «как большой».
Вместе с детьми растут и их потребности в заботе, безопасности, надёжности. Растёт их пытливость, заинтересованность во внешнем мире. Если взрослые мало об этом думают, приходится требовать: «Дайте!»
Кроме того, в семьях, где родители подолгу отсутствуют (много работают, часто ездят в командировки), дети, наученные горьким опытом, что в нужный момент мама и папа не всегда бывают рядом, могут создавать «запас внимания» — так некоторые пытаются наесться сладостями «впрок».
Недостаток родительского внимания может иметь серьёзные последствия:
1. Эмоциональные проблемы: высокая тревожность, неуверенность в себе, проблемы с самопринятием и, как следствие с дальнейшим самоопределением.
2. Поведенческие расстройства: агрессия или другое проблемно поведение с целью привлечь внимание родителей.
3. Трудности в обучении и социализации.
4. Отсутствие близости: чувство изоляции и неподдержанности может отразиться на его будущих отношениях.
Помните, что внимание и любовь — это важный ресурс для гармоничного развития ребёнка. Каждое мгновение, проведённое вместе, закладывает основу для его будущего.
Избалованность
Если ребёнок ни в чём не знает отказа, ему неведомо слово «нет», в семье всё подчинено его прихотям, такая вседозволенность может обернуться распущенностью, уверенностью, что он — пуп земли.
Часто это сочетается с гиперопекой, когда любые его действия предупреждаются или пресекаются: «Давай лучше мама сделает». К избалованности добавляется беспомощность, и родителей приходится дёргать по самому незначительному поводу.
Неумение себя занять
Ребёнка не научили проводить время с самим собой, быть самостоятельным. Ему всегда нужна компания, иначе он ощущает себя потерянным, неумелым, начинает «скучать».
Демонстративность
Эта личностная особенность проявляется с малых лет. Такие дети зависят от интереса окружающих, они остро нуждаются в похвале, одобрении, восхищении. Бесконечно петь, танцевать, декламировать стишки и кувыркаться, вызывая восторги изумлённой публики, они не могут, но повышенную дозу внимания надо получить во что бы то ни стало, и они пытаются его вытребовать.
Привычка к негативному вниманию
Формируется в семьях, где ребёнка замечают, только если он провинился, плохо себя повёл, набедокурил. В итоге он начинает вести себя вызывающе, лишь бы оказаться в фокусе взрослых.
Что делать родителям
Будьте по-настоящему внимательными
Искренне интересуйтесь, что делают дети, чем занимаются, чем живут. Удивляйтесь, радуйтесь, переживайте с ними, разделяйте их увлечения, не забывайте приласкать — проявляйте любовь как можно чаще.
Кроме того, у внимательности к детям есть не только эмоциональная, «лирическая» сторона. Это ещё и гарантия их физической безопасности.
Если говорить сухим медицинским языком, то по факту нехватка родительского внимания может отразиться на физическом здоровье только в том случае, когда ребёнок новорождённый и он брошен. То есть какие-то элементарные жизненные функции в нём поддерживаются, но, если при этом с ним нет никакого контакта, это, конечно, серьёзно скажется на его и психоэмоциональном, и физическом развитии.
Если же говорить о детях более старшего возраста, то именно в физическом плане нехватка родительского внимания никакого ухудшения не даст, но, конечно, может дать небольшие отклонения в психоэмоциональном развитии.
Что важно отметить в отношении угрозы физическому здоровью при нехватке внимания — особенно это касается детей, которые уже передвигаются самостоятельно, вплоть до среднего школьного возраста, — так это риск всевозможных травм. Особенно ему подвержены дети от младенческого до старшего детсадовского возраста, их ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра.
Подмечайте детали
Вы можете заниматься своими делами, ребёнок — своими, но давайте ему понять: вы видите, что он делает, вам это важно. Похвалите рисунок, спросите, во что он играет, что читает, чтобы он понимал: вы всегда о нём помните.
Следуйте правилу 3 минут
С маленькими возьмите за правило после недолгой разлуки уделять им 3 минуты времени. Рассказывайте, где были, что делали, узнавайте, чем занимался он, предлагайте придумать, что почитаете или посмотрите вечером вместе, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным.
Воспитывайте
Звучит скучновато, но хорошим манерам учат с раннего детства. Смоделируйте ситуацию, когда вы можете понадобиться ребёнку в момент занятости, и объясните ему, как себя вести в таком случае.
Например, скажите, что не нужно громко звать вас, дёргать за одежду, а можно подойти и взять за руку или положить ладошку вам на плечо. «Репетиции» могут быть долгими, но результат устроит вас обоих. И не забывайте хвалить малыша, когда он всё начнёт делать правильно.
Проявляйте тактильность
Иногда можно обойтись без слов. Если во время вашего общения с кем-то ребёнок начинает беспокоиться, просто притяните его к себе, обнимите, пощекочите, потискайте, не прерывая разговор, — это его успокоит.
Сдерживайте эмоции
Порой детская настойчивость может сильно раздражать. Ваша задача — поменять минус на плюс, не дать прорваться досаде или злости. Реагируйте дружелюбно: «Вижу, что ты заскучал, дай мне, пожалуйста, полчаса». Или: «Ты такой молодец, не мешаешь мне делать дела, побудь ещё молодцом».
Если это не сработает, без крика и обвинений поговорите, когда освободитесь: объясните, почему он вёл себя неправильно, чем помешал.
Стоит учесть, что «плохо себя вести» обделённые вниманием дети могут не только дома, но и в детском саду или школе. Как правило, при этом они сами не отдают себе отчёт, что за бес в них вселился. Выслушав нарекания воспитателей и педагогов, не спешите наказывать «бунтовщика» и давать волю негодованию. Такое поведение в коллективе — тоже крик о помощи.
Ребёнок, которому не хватает внимания родителей, будет активно его искать. Причём делать он это станет совершенно неосознанно, прибегая к негативным стратегиям поведения.
Малышу, привлекая внимание мамы, легче горько заплакать или устроить истерику, чем, например, убрать по местам свои игрушки и тем самым вызывать одобрение родителей.
Подростку тоже вряд ли придёт в голову гениальная мысль: «Сделаю генеральную уборку, вымою все окна в доме, и тогда родители точно меня похвалят». Он скорее ввяжется в школе в драку, покурит в запрещённом месте, что-то украдёт — так родители гарантировано обратят на него внимание. Если не сами, то администрация школы и правоохранительные органы заставят обратить. При этом, подчеркну особо, в этом нет злого умысла, нет манипуляции. Зато есть непереносимые негативные чувства.
В очень тяжёлых случаях, когда ребёнок длительное время чувствует себя лишним, ненужным, может возникнуть опасность для физического здоровья. Он, например, начинает часто болеть. Или словно нарочно травмируется: откуда-то падает, во что-то врезается, как будто вовсе не бережёт себя.
В коллективе, как нетрудно догадаться, дети, которым не хватает доброжелательного и близкого контакта в семье, могут чаще показывать негативное и даже девиантное поведение: оскорблять других, драться, брать чужое, нарушать правила.
Но упрёками, наказаниями и руганью таких трудностей не решить. «Плохое поведение» — это всего лишь верхушка айсберга, а глубже довольно часто скрывается гигантская глыба проблем в детско-родительских отношениях. Чтобы коллектив в детском саду, в школе жил гармоничной жизнью, важно поддерживать родителей в выстраивании доверительных отношений с детьми. К счастью, сегодня для этого уже созданы необходимые инструменты — от групповых программ, которые помогают укреплять детско-родительские отношения в семьях, до индивидуальных консультаций грамотных семейных психологов.
Учите терпению и уважению
Понимание, что с другими нужно считаться, начинается с семьи. Спокойно, но твёрдо объясняйте, что сейчас вы заняты, придёте попозже, а он пока может заняться чем-то своим, дать вам время закончить дела.
Вовлекайте детей в свои дела
Если вы занимаетесь чем-то, в чём сын или дочь могут поучаствовать, предложите им помочь вам. Это будет на пользу и в радость всем.
Приучайте к самостоятельности
Показывайте детям, сколько у них возможностей для самостоятельных игр и занятий. А чтобы они чувствовали ваше присутствие, периодически интересуйтесь, что они нарисовали, соорудили, прочитали, придумали, узнали.
Договаривайтесь
Предупреждайте заранее, когда и почему вы не сможете быть в распоряжении ребёнка. Объясняйте, в каких ситуациях рассчитываете на его понимание, какого поведения от него ждёте. Делайте замечания, если договорённость нарушается, не идите на поводу: детям стоит знать, что в жизни родителей есть и другие интересы.
Советы психолога
Когда ребёнок требует внимания, важно понимать, что это естественная потребность для его развития, особенно пока он маленький. Хотя и в 40 лет он останется вашим ребёнком и тоже иногда будет требовать внимания.
Есть несколько подходов, которые могут помочь:
1. Уделите время.
Постарайтесь выделить хотя бы несколько минут в день, когда вы полностью сосредоточитесь на ребёнке. Это может быть игра, чтение книги или просто разговор. Желательно 15 минут, а лучше 3 раза по 15 минут в течение дня — это идеально, чтобы закрыть потребность любого ребёнка во внимании родителя.
2. Создайте ритуалы.
Регулярные семейные ужины или вечерние прогулки помогут ребёнку чувствовать себя важным и нужным. Также дети очень ценят расписание, им так проще ориентироваться и контролировать свою жизнь. А значит, это будет снимать тревогу, и ребёнок будет более спокойным. Возможно его требование внимания — это крик о том, что он не может без вас справиться, сигнал SOS.
3. Поощряйте независимость.
Важно учить ребёнка играть и развлекаться самостоятельно. Это поможет ему развивать уверенность в себе и учиться проявляться в жизни.
4. Обратите внимание на его интересы.
Узнайте, что интересно вашему ребёнку и постарайтесь вовлечься в его увлечения. Это создаст эмоциональную связь.
Мы говорим «внимание» — подразумеваем «любовь». Когда ваш ребёнок вырастет, он будет с нежной благодарностью вспоминать наполненное радостью время, которое вы проводили вместе. И постарается дать то же самое своим детям.