Детство – это время активного познания мира, и огромную роль в этом процессе играют друзья. Они помогают увереннее чувствовать себя в коллективе, учат делиться, сотрудничать и решать конфликты. Но что делать, если у вашего ребёнка таких товарищей нет, да и вообще он ни с кем не общается вне дома? Разбираемся в нашей статье.
Когда ребёнок начинает общаться со сверстниками
До 3 лет дети редко нуждаются в постоянной компании. Они периодически могут гулять на детской площадке или ходить в гости к друзьям семьи, обучаясь таким образом общаться с другими людьми, но не заводя близких связей.
Уже после 3 лет ребёнок постепенно включается в коллектив. Начинает взаимодействовать со сверстниками, играть в командные игры, у него появляются первые друзья. Обычно это происходит в детском саду.
Однако более осознанный подход к дружбе ребёнок открывает лишь в 7-8 лет. К этому времени у него начинает формироваться постоянный круг общения, благодаря чему он в том числе учится взаимодействовать с другими людьми.
Почему ребёнок не общается со сверстниками
Стеснительность
Многие дети, оказываясь в незнакомой обстановке, замыкаются в себе. Это свойство характера, и бороться с этим не нужно. Он ещё не адаптировался, для него все непривычно, окружение незнакомо. Со временем ребёнок освоится, станет более открытым, вольётся в коллектив и найдёт себе друзей. Часто такие дети робеют начать разговор первыми, но охотно идут на контакт, если кто-то проявляет инициативу.
Может быть такое, что у ребёнка в круге сверстников нет общих интересов. Это часто случается, когда детки опережают свой возраст по развитию, поэтому им становится неинтересно общаться с ровесниками. Они больше тянутся к старшим ребятам, с которыми могут разделить интересы, у которых могут научиться чему-то новому.
Низкая самооценка
Иногда ребёнок может быть не слишком уверен в себе. Ему кажется, что он недостаточно умный, интересный или весёлый, чтобы кто-то захотел с ним дружить. Поверив в свою несостоятельность, он перестаёт делать всякие попытки завести знакомства. На уроках такие дети зачастую не поднимают руку, даже если знают правильный ответ.
Не принимают в компании
Иногда другие дети сами не хотят общаться с одним из них. Это может принять форму буллинга: игнорирование или даже оскорбления, насмешки. Особенно часто жертвами травли становятся дети с необычной внешностью или непопулярным хобби, «странным» по мнению других поведением. Поводом для буллинга может стать вес, цвет кожи или волос, немодная одежда или даже «смешная», по мнению агрессоров, фамилия.
У него плохо развиты навыки коммуникации
Особенно это распространено среди единственных детей в семье и у детей, которые постоянно сидят в гаджетах. Если ребёнок привык общаться исключительно через мессенджеры, реальная коммуникация будет для него серьёзным испытанием.
Его слишком избаловали
Дома над «дитяткой» трясутся, опекают, растят в тепличных условиях. В итоге ему кажется, что все должны играть по его правилам. В реальной жизни этого не происходит. Чаще всего таким детям очень сложно выстраивать отношения со сверстниками, да те и не горят желанием дружить с маленьким капризным диктатором.
Как помочь ребёнку в этой ситуации
Поговорите с ним
— Попробуйте вывести ребёнка на разговор. Спросите напрямую, испытывает ли он проблемы при общении с другими детьми.
— Если сам он не идёт на контакт, но вы подозреваете, что у него нет друзей среди сверстников, начните с наводящих вопросов. Интересуйтесь, как прошёл его день, отмечайте, присутствуют ли в его рассказах другие люди. Поспрашивайте его про одноклассников: в каких он с ними отношениях, чем занимается на перемене. Ребёнок может стесняться того факта, что у него нет друзей, поэтому не давите на него и не обвиняйте.
— Старайтесь сделать разговор более лёгким. Шутите, транслируйте внимание и заинтересованность, но не тревогу.
Предложите свою помощь
Если выяснилось, что у ребёнка нет друзей, поддержите его. Просто дайте понять ему, что он не один. Скажите, что вместе вы сможете справиться с проблемой. Поинтересуйтесь, какие он видит способы её решения.
Учите его общаться
— Спрашивайте, как прошёл его день, сами рассказывайте что-то интересное;
— Интересуйтесь, что впечатлило его больше всего сегодня, делитесь своими наблюдениями.
— Обсуждайте фильмы, книги, мультфильмы. По статистике, дети, которые чаще общаются внутри семьи, проявляют лучшие коммуникативные способности, чем те, у которых в семье «каждый сам по себе».
— Приглашайте в гости друзей, пусть ребёнок с самого детства общается с другими людьми и смотрит, как это делаете вы, — подавайте ему наглядный пример.
Если учитель заметил, что ребёнок не общается с одноклассниками, нужно быть максимально корректным, не акцентировать публично внимание на этой ситуации. Если у преподавателя с ребёнком сложились доверительные отношения, можно сначала поговорить с ним один на один, поинтересоваться, что его беспокоит. Но важно не переоценить свои возможности и помнить важнейший педагогический принцип: «Не навреди!»
Когда ребёнок не идёт на контакт или в принципе между ним и учителем невысокий уровень доверия, нужно обратиться к школьному психологу. Он сможет вывести ученика на откровенный разговор, поможет понять проблему и найти её решение.
Ищите друзей вне школы
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или в творческий кружок. Возможно, он не может найти общий язык с одноклассниками или с ребятами во дворе, потому что у них разные интересы. В более комфортной среде, где другие ребята увлекаются тем же, что и он, ему будет проще раскрыться и начать общаться.
Обратитесь к психологу
Поддержка в семье — это, конечно, очень важно, но в особо сложных случаях сможет помочь только специалист. Он найдёт бережный подход к вашему ребёнку, а также подскажет вам, как себя вести.
Ребёнок может не уметь общаться и знакомиться. Тогда родителям необходимо сыграть роль посредника между ним и другими детьми. Либо отвести его к психологу, чтобы тот помог разобраться в причинах такого поведения и снять зажимы. Вероятно, он испытывает какие-то сложные эмоции, ему страшно или неловко говорить об этом с родителями.