Ребёнок не хочет ходить в школу: причины и последствия

Можно ли вернуть желание учиться

Ребёнок не хочет ходить в школу: причины и последствия
Мальчик грустит за школьной партой © Изображение создано нейросетью Midjourney

Начался учебный год, а ваше утро стало начинаться с ворчания и жалоб ребёнка: «Не хочу в школу»? Почему учёба стала вызывать такое отторжение и как преодолеть этот кризис в жизни школьника? Попробуем разобраться вместе с психологом.

Многие дети не любят школу. Причин может быть много — от конфликта с учителями и одноклассниками до нелюбви носить форму и питаться в школьной столовой. Эта нелюбовь к учебному заведению влияет на успеваемость, на настроение, на физическое и психическое здоровье ребёнка. 

Задача родителей не отмахнуться: «Надо! Все учатся. Ты взрослый», а разобраться в проблеме и помочь школьнику.

Нелюбовь к школе чаще всего наблюдается у двух основных возрастных групп:

  • у первоклассников — идёт адаптация после детского сада;
  • у подростков 13-15 лет — возрастает нагрузка, пубертат, неумение конструктивно решать проблемы.

Возможные причины нежелания ребёнка ходить в школу

  • Разочарование в процессе учёбы. Первоклассник так ждал начала этой «взрослой жизни», но ожидания не совпали с реальностью. Слишком много заданий, очень строгий учитель, неприятный сосед по парте, очень шумные перемены. В детском саду он отлично справлялся с заданиями, а в школе нужно учить, запоминать, да ещё сидеть спокойно целый урок! Если мы говорим о подростках, то у них появляются новые предметы, с которыми сложно справиться: химия, физика, геометрия. Не всегда учитель может донести материал в доступной форме, однако требует полной отдачи по своему предмету.
  • Большая нагрузка и переутомление. Если выполнять все уроки добросовестно, то за тетрадями можно просидеть не один час. Вот и получается, что подросток посвящает занятиям более 8 часов в день. Ещё нужно выкроить время на репетитора, спортивные занятия, музыкальную школу, кружки… Первоклассникам тоже непросто втянуться в процесс. Всё, что кажется нам таким элементарным, вызывает у них стресс и панику.
  • Конфликт с учителем. Ваш ребёнок не выполняет домашнее задание, грубит. А может, педагог при всех высмеял его работу или ответ у доски? И вот уже предмет становится автоматически «ненавистным».
  • Сложности в общении со сверстниками. Первоклассник не смог найти друзей в классе, чувствует себя одиноким. У подростка другие проблемы: травля, насмешки сверстников, игнорирование.
  • Несоответствие школьной программы интересам ребёнка. Ваш сын, например, имеет математический склад ума, ему скучно на уроках литературы. А дочь блестяще пишет сочинения, но совершенно не понимает алгебру и физику. В подростковом возрасте дети уже понимают, с какой сферой они хотят связать свою жизнь, и эти «лишние» в их понимании предметы вызывают скуку и ощущение потерянного времени.
  • Трудности с предметом. Школьник отвлёкся на уроке и не усвоил важную тему. Или получил плохую оценку за контрольную работу. Мотивация заниматься сразу пропадает. Предмет начинает вызывать отторжение.

Любое обучение — это усилие. Ни один человек в мире не хочет осознанно напрягаться, трудиться. Для этого должна быть сильная мотивация. Чаще всего она исходит от родителей, которые подавляют ребенка. Чтобы школьник хотел ходить в школу, важно его не подавлять. Не говорить, что он плохой, а находить, что есть хорошего. Делать акцент на том, что получается в школе, в чём он успешен. Бывает, что ребёнок не хочет в школу, потому, что у него нет друзей. Как часто дети не любят учиться, но бегут туда с удовольствием, потому что у них своя тусовка, там весело, есть переменки. Задача родителей — научить ребёнка дружить.

Девочка устала от учебы
Девочка устала от учебы © Изображение создано нейросетью Midjourney

Последствия отказа ребёнка ходить в школу

  • Ухудшение успеваемости. Пробелы в знаниях накапливаются, подобно снежному кому. Чем дольше школьник игнорирует предмет, тем сложнее наверстать упущенное. А самостоятельно догнать одноклассников уже невозможно.
  • Снижение самооценки. Ребёнок чувствует себя человеком «второго сорта», неудачником на фоне более успешных одноклассников. 
  • Проблема с социализацией. Школа — одно из мест, где ребёнок учится коммуникации, быть частью коллектива. Если он приходит в школу с «тяжёлым сердцем», то его нелюбовь распространяется и на людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. 

Рекомендации для родителей и учителей

  • Поддержка ребёнка и помощь в решении проблем. Доверительный разговор с ребёнком — вот с чего нужно начать родителям. Дайте ему выговориться, выпустить накопившиеся эмоции. Внимательно слушайте и фиксируйте все важные моменты, которые помогут понять ситуацию.
  • Разговор с учителями, школьным психологом. В наш век мессенджеров и социальных сетей ничто не заменит личную встречу с педагогом. Поговорите с классным руководителем, с учителем, чей предмет вызывает трудности. Наверняка вам предложат выход из ситуации, порекомендуют дополнительную литературу по предмету. Педагог — тоже живой человек, причём с большой нагрузкой. И если между ним и вашим ребёнком возникло недопонимание, которое может влиять на успеваемость, то не стоит обвинять только учителя. Не отзывайтесь о нём в уничижительной форме дома при детях.
  • Адаптация учебного процесса под индивидуальные особенности ребёнка. Есть дети, которым физически тяжело отвечать у доски: они испытывают колоссальный стресс, боятся провала. Попросите учителя давать ребёнку дополнительные задания, например, в письменном виде, чтобы он мог показать уровень своих знаний. А кому-то, наоборот, проще ответить устно, чем написать текст. Опытный педагог всегда учтёт такие нюансы. 
  • Развитие навыков общения и сотрудничества. Общаться дети учатся не только в школе. Во дворе, в спортивной секции, в кружках они также вовлечены в общение. Если у вашего ребёнка мало друзей и вне школы, предложите ему поучаствовать, к примеру, в волонтёрском движении. Так у него появятся друзья, с которыми его будет объединять общая идея.
  • Создание условий для занятий дома. У ребёнка должен быть свой учебный уголок с удобным столом под его рост. Во время занятий не должен работать телевизор, никаких разговоров рядом и других отвлекающих факторов. Школьник должен быть сосредоточен на процессе. Не отказывайте ему в помощи, не смейтесь, если у него затруднения вызывают самые простые вещи. Если ваших знаний недостаточно, стоит обратиться к репетитору, чтобы ребёнок смог разобраться в сложной теме. 
  • Соблюдение распорядка дня. Объясните, как важно всё делать вовремя, чтобы успеть и погулять, и на любимую секцию успеть, и не сидеть с домашними заданиями до полуночи. Это научит ребёнка дисциплине — очень важный навык для взрослой жизни. В то же время умейте в рутину и будни вносить праздник: в выходные организуйте выезд за город, поход в музей, на каток. Иногда можно позволить школьнику прогулять занятия. Возьмите день «по семейным обстоятельствам» и проведите его вместе. 
Женщина помогает сыну с домашним заданием
Женщина помогает сыну с домашним заданием © Изображение создано нейросетью Midjourney

Заключение

Школа — это обязанность. Чем раньше ребёнок это осознает, тем проще ему будет приспособиться к реалиям жизни. Но в тоже время не обесценивайте чувства и переживания школьника. Если вы видите, как ему тяжело, некомфортно, принимайте срочные меры. Ваши союзники — учителя, психолог. Обязательно обратитесь к терапевту, чтобы выяснить причины хронической усталости. 

В доме должна царить спокойная, доброжелательная атмосфера, чтобы ребёнок понимал: вы любите его не за хорошие оценки или спортивные достижения. И что в случае проблем вы всегда придёте на помощь.