Ребёнок не хочет читать: как решить эту проблему

Можно ли привить любовь к книгам

Ребёнок не хочет читать: как решить эту проблему
Мальчик сидит за столом над книгой © Фото: uznay.ru

Одна из главных претензий родителей и учителей к детям — они не читают или читают совсем мало. Такой богатый выбор литературы, а им важнее смартфоны, планшеты и компьютеры. И всё-таки можно заинтересовать детей чтением, если найти правильный подход.

Многими детьми чтение сегодня воспринимается как наказание. Особенно если это произведения русских классиков «по программе», где школьники часто не понимают и половины слов. Многие родители не считают нелюбовь к чтению проблемой, полагая, что со временем ребёнок сам чудесным образом освоит этот навык и начнёт читать запоем.

Но нежелание читать помешает ребёнку успешно учиться. В начальных классах будут проблемы с «техникой чтения». В среднем звене нужно будет читать не только большие объёмы текста по литературе, но и солидные параграфы по истории, биологии, географии. В старших классах нагрузка кратно возрастает, читать быстро, с полным усвоением прочитанного просто необходимо. Задача родителей — постараться привить детям желание читать как можно раньше. 

Причины нежелания читать

  • Отсутствие интереса к чтению в семье. Давно ли вы сами брали в руки книгу? Перед сном родители чаще листают новостную ленту в телефоне, просматривают мессенджеры или социальные сети. В редком доме сегодня есть своя библиотека. 
  • Сложности восприятия текста. Русские народные сказки, классическая литература нередко требуют «перевода с русского на русский» — устаревшие слова, выражения, обороты и иного взрослого поставят в тупик. Также тяжело читать тексты, набранные мелким шрифтом на плохой бумаге. 
  • Влияние компьютерных игр и мультфильмов. Если бы у родителей в детстве были современные технологии, они бы тоже, возможно, предпочли книжке навороченный мультик или компьютерную игру. К сожалению, гаджеты с раннего возраста прививают детям «клиповое мышление», когда мир воспринимается с помощью ярких коротких образов. Это приводит к тому, что впоследствии им будет сложно воспринимать большие тексты, вникать в суть, видеть логические связи. Всемирная Организация Здравоохранения призывает родителей вообще не давать гаджеты малышам до 2 лет.
  • Проблемы со здоровьем или развитием. К сожалению, всё чаще у детей встречается такое расстройство, как дислексия — нарушение способности с распознаванием букв и слов, пониманием написанного и прочитанного. Трудности с чтением часто встречаются у слишком подвижных, активных детей, которые имеют проблемы с вниманием. 
  • Чтение из-под палки. Родители школьников заставляют их читать, угрожая отнять телефон или ограничить время за компьютером. Или чтение становится наказанием: провинился — садись читать Гоголя, желательно вслух. При этом взрослые искренне уверены, что приучают ребёнка к чтению, но на деле это занятие вызывает у них ненависть и отторжение. 

Ребёнок не хочет читать или ребёнок не хочет читать бумажные книги? Это разные вещи. Важно, чтобы родители их не путали. Если ребёнок читает электронные книги, значит, он любит читать. Не надо его обвинять, иначе он и такие книги читать не будет. Позвольте ему самому выбирать удобный формат чтения и книги, которые он хочет читать. Мы живём в мире, который даёт выбор, в отличие от мира многих родителей, в чьём детстве были только бумажные носители. Есть другая сторона проблемы — дети, которые очень много читают, до 900 страниц в день. И родители переживают, потому что ребёнок ни с кем не общается, он не двигается, а читает книги одну за другой. Задача родителей в том, чтобы найти золотую середину и не впадать в крайности.

Мальчик в наушниках за компьютером
Мальчик в наушниках за компьютером © Фото: uznay.ru

Способы решения проблемы‍

  • Создание домашней библиотеки. Сделайте это совместным хобби. Книги сегодня стоят дорого, сразу полки вы не заполните. Но можно с каждой зарплаты откладывать сумму, чтобы раз в неделю посещать книжные магазины. А ещё можно вместе посещать книжные развалы, барахолки, искать книги на маркетплейсах. Подумайте вместе, какие жанры литературы вы будете собирать: фэнтези, детективы, приключенческие или исторические романы.
  • Совместное чтение и обсуждение книг. Читать книгу можно по-разному — например, вечером каждый читает вслух по главе, или к определённому времени все должны прочитать главу, а дальше следует обсуждение прочитанного. Для начала выясните, какие слова были непонятны ребёнку и вызвали затруднения, спросите о его отношении к главному герою, его поступкам. Обязательно «привязывайте» героев к реальной жизни — возможны ли такие события сегодня, на кого из знакомых похожи персонажи и т.д.
  • Право выбора книг. Конечно, читать литературу по школьному списку нужно. Но вместе с этим пусть ваш ребёнок имеет возможность читать то, что ему нравится. Чаще это будут современные книги, не всегда понятные взрослым. Если младший школьник не хочет читать классическую детскую литературу, стоит поискать компромисс: сначала книга, которую он выбрал сам, а потом классика.
  • Книга в подарок. С раннего детства на день рождения и другие праздники вместе с другими подарками дарите книги. Ребёнок будет знать, что это действительно ценно. И не забудьте потом вместе её прочитать.
  • Посещение библиотек. В современных библиотеках можно не только взять книгу напрокат. Здесь происходит много интересного: мастер-классы, встречи с писателями и поэтами, заседания книжных клубов, обсуждение новинок.

Важно научить маленького ребёнка любить читать книжки. А как мы можем научить? Сначала что-то делать совместно — сначала читает мама. Затем разделять эту ответственность, давая часть текста читать ребёнку. И так постепенно, постоянно подбадривая, давать ребёнку читать текст целиком одному. То, что ребёнок знает буквы и может составлять из них слова, не значит, что он умеет читать. Важно учить и приучать к большим объёмам текста постепенно. Такое интеллектуальное времяпровождение с чтением и обсуждением прочитанного также укрепляет детско-родительские отношения.

Женщина с ребенком смотрят на картину в музее
Женщина с ребенком смотрят на картину в музее © Фото: uznay.ru

Роль родителей и педагогов 

  • Чем меньше гаджетов в жизни малышей, тем больше шансов, что они полюбят книги. Для начала с качественными яркими иллюстрациями — с перелистывания страниц, разглядывания картинок и начинается любовь к чтению. Читайте на ночь крохе сказки, даже если вам кажется, что он ничего не понимает. Уютный свет, мама или папа рядом, спокойные, ласковые интонации в голосе, шелест страниц — идеальная картина счастливого детства. 
  • Показывайте пример детям, читая книги или журналы. Они непременно начнут вам подражать, устраиваясь рядом со своей книжкой. Пусть это станет ритуалом перед сном.
  • Если ребёнок любит гаджеты, возможно, его увлечёт чтение не с бумажного носителя, а со специальных устройств — электронных книг. Кроме того, книги в электронном формате значительно дешевле, чем в бумажном.
  • Если повезло с учителем литературы, он сможет увлечь детей не только на уроках, но и организуя инсценировки, дискуссии, обсуждения. Во многих школах есть книжные клубы, где дети свободно обмениваются своими впечатлениями о книгах. 
  • Хороший педагог всегда с уважением относится к читающим ученикам. Он посоветует им интересную литературу, которую не проходят в школе. Если учитель позволяет высказывать своё мнение, ценит нестандартное мышление, то у него дети внимательно читают даже «скучную» классику, чтобы поразить и педагога, и одноклассников своими мыслями и наблюдениями о произведении.

Заключение

Ни одна аудиозапись, ни одна экранизация, ни один подкаст не заменят процесса чтения. Литература, особенно классическая, учит размышлять, делать выводы, иметь собственное мнение.

Более того, читающие дети, даже не умея чётко формулировать правила грамматики, пишут почти без ошибок. От ровесников их отличает грамотная речь, богатый словарный запас, умение правильно использовать фразеологические обороты, пословицы и поговорки, эрудиция. 

Читайте также