Ребенок боится оставаться один дома: причины и решения
Как помочь справиться с детским страхом
Автор
Один из самых сильных детских страхов — остаться дома совсем одному. Родная квартира становится страшным местом, начинают мерещится привидения, домовые и грабители. Любой шорох вызывает панику. Чем живее воображение, тем страшнее. Помочь победить ребёнку воображаемых монстров можно и нужно.
Испытывать страх в любом возрасте совершенно нормально. Это значит, что человек беспокоится о своей безопасности. А чтобы помочь ребёнку преодолеть свои страхи, которые мешают ему жить, важно разобраться, в каком возрасте они появились, с чем связаны.
Рано или поздно, но ребёнку придётся остаться дома совсем одному. Психологи рекомендуют отложить этот момент хотя бы до 6-7 лет, чтобы подготовить малыша к недолгой разлуке. Если дети помладше воспринимают одиночество дома как долгое и тяжёлое расставание с любимыми людьми, которые могут защитить от всех напастей в мире, то школьники боятся более реальных угроз: пожара, грабителей, маньяков.
Причины страха одиночества
- Повышенная эмоциональная чувствительность (зрительный вектор). В развитии страхов у детей основная вина лежит на родителях. Слишком страшные, не по возрасту, сказки на ночь, фильмы ужасов, новости, которые смотрят при ребёнке, — всё это даёт толчок к развитию страха. А что если Баба-яга ворвётся в дом через вентиляцию, пока не будет мамы? Или через окно пролезет убийца? Или начнётся наводнение? Вот почему взрослым нужно быть чрезвычайно внимательным к тому, что они смотрят, обсуждают в присутствии детей.
Особенно это касается детей с так называемым «зрительным вектором». Они наделены повышенной чувствительностью от природы. Их эмоции сильнее и глубже, чем у остальных ребят. И только от родителей, от их отношения и воспитания зависит, в кого превратится такой ребёнок в будущем: станет он тревожным, истеричным, пугливым взрослым или из него вырастет уверенный в себе, тонко чувствующий и сострадающий другим интеллектуал.
- Нарушение ощущения безопасности. Для ребёнка, особенно младшего возраста, родители — целый мир. Это люди, которые спасут, защитят лучше любых дверей и стен. Когда их нет рядом, пропадает чувство полной защищённости и безопасности. Появляется страх: вернутся ли папа и мама, не остался ли я теперь в полном одиночестве?
- Гиперопека родителей. «Ты ещё маленький (слабенький, болезненный)» — с раннего детства, казалось бы, с наилучшими намерениями родители пресекают самостоятельность ребёнка. И растёт малыш без всякой мотивации что-то сделать, повторить попытку, проявить инициативу. Если родители не верят, что малыш не справится с трудностями, то и он сам в этом убеждается. А остаться дома одному — это как раз трудность, ведь нужно будет позаботиться о себе, занять себя самому, к чему он не приучен.
Возрастные особенности
Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Не может заботится о себе. Ребёнок рядом со взрослыми чувствует себя в безопасности, ему уютно и комфортно. Без родителей необходимо заботиться о себе самому, а он пока не знает как. Отсюда появляются страх, чувство безнадёжности, уныние.
- Боится сказочных персонажей. Если ему читали страшные сказки, он смотрел пугающие фильмы и мультфильмы, то злые чудища могут мерещится и в тёмной ванной, и в шкафу, и под диваном.
- Воспринимает как наказание. Если ребёнка, чтобы успокоить или проучить, выводили в другую комнату и закрывали там, то, когда его оставят дома одного, это будет восприниматься как наказание и проявление недовольства родителей.
- Не умеет ориентироваться во времени. Для детей время тянется бесконечно долго. Один день — это целая жизнь, и мамины «четверть часика» могут длиться по ощущениям несколько часов.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх перед тем, чтобы остаться дома одному, родителям важно действовать постепенно и с пониманием. Первым шагом является открытый разговор — важно обсудить с ребёнком его страхи, узнать, что именно вызывает тревогу. Это создаст ощущение поддержки и безопасности. Затем можно начать с коротких периодов, когда ребёнок остаётся один, чтобы он постепенно привыкал к новой ситуации. Например, можно оставить его одного на 10-15 минут, а потом постепенно увеличивать время. Важно перед уходом проговорить, что он может сделать, если вдруг станет страшно, как позвонить вам или другим близким людям. Такие инструкции и конкретные действия помогут ребёнку чувствовать себя увереннее.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
- Боится не справиться с критической ситуацией. Ребёнок начинает осознавать, что мир — не самое безопасное место. Его начинают пугать реальные ситуации: пожар, наводнение, воры… В дверь может кто-то звонить и стучать, а взрослых нет рядом — неизвестность так пугает. Столько всего может произойти, а ребёнок не сможет справиться!
- Страх перед паранормальным. Волшебные сказки уступают место городским легендам и фильмам ужасов. Из поколения в поколение в компаниях детей рассказывают страшные истории, которые точно произошли однажды поблизости, про оживших покойников, не успокоившиеся души, похитителей детей. Или пересказывают сюжеты жутких современных фильмов. Как тут не начать вздрагивать от непонятных шорохов в квартире, особенно когда за окном темнеет.
- Страх одиночества. Ребёнок уже частично сепарировался от родителей, но нуждается в общении, поддержке, помощи с домашним заданием. Мама и папа придут вечером усталые, им зачастую не до общения. А он ещё не настолько взрослый, чтобы справляться с некоторыми проблемами самостоятельно, и в пустой квартире чувствует своё эмоциональное одиночество особенно явно.
Подростковый возраст (10-14 лет)
- Есть проблемы с заболеваниями нервной системы. Обычно подростки ищут уединения и рады, если могут побыть без родителей. Если в этом возрасте не исчезает иррациональный страх остаться одному, это может быть проявлением расстройства психики либо заболеваний нервной системы. Стоит обратиться к специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.
- Боится за родителей. Подросток, который смотрит телевизор, имеет доступ в Интернет, слушает разговоры взрослых, знает, что жизнь может прерваться в любой момент. Возможно, он уже видел смерть кого-то из близких. Ребёнок начинает переживать за родителей: не случится ли ДТП, не встретятся ли злоумышленники и т. д.
- Боится форс-мажоров. Подростки опасаются грабителей, взломщиков, маньяков, пожаров, потопов. Им некомфортно одним дома, так как они не уверены, что смогут сами справиться с ситуацией.
- Проблемы с ровесниками. Ссоры, драки, буллинг, несчастная первая любовь — казалось бы, подросток должен стремиться домой, чтобы побыть одному, найти убежище. Но именно одиночество, пустой дом, отсутствие понимающего взрослого давит на ребёнка. Ему страшно дома, негативные мысли и эмоции терзают неокрепшую душу. Тишина квартиры гнетёт, кажется, что ты никому не нужен.
- Страх перед насекомыми и грызунами. У подростков уже развито чувство брезгливости. Им будет некомфортно и страшно в доме, где есть пауки, тараканы, крысы и мыши.
Полезный инструмент — игра на опережение. Сыграйте с ребёнком в «Что, если?» — моделируйте возможные ситуации, когда он может остаться один, и помогите ему найти решения. Это придаст ребёнку уверенности, что он знает, как действовать в сложных моментах. Главное — не торопить события и поддерживать его на каждом этапе, давая понять, что его страхи — это нормальная реакция, но их можно преодолеть. Постепенное привыкание к новым условиям и уверенность в своих действиях помогут ребёнку научиться справляться с этой задачей.
Варианты решения проблемы
- Принятие проблемы. Никогда, ни при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка. Не обесценивайте его страх. Не высмеивайте его при посторонних. Не обвиняйте в трусости, не оскорбляйте. Отрицание проблемы только усугубит ситуацию, превращая страх в фобию.
- Выяснение причины страха. Если знать причину, можно постараться её устранить. Подросток видел мышь? Надо вызвать дезинсекторов. Боится грабителей? Проверьте вместе прочность дверей и замков. Боится потопа или пожара? Покажите, где в доме вентили, перекрывающие подачу воды. Раз в 2-3 месяца проводите учебную эвакуацию при пожаре, отрабатывая пути отхода из квартиры. Если ребёнок озвучил вам страшную ситуацию, сразу же вместе проговорите, что нужно делать.
- Точное время отсутствия. Обязательно проговаривайте время, когда вернётесь домой. Детям помладше можно установить будильник, кухонный таймер или напоминание на телефон о времени возвращения.
- Регулярный созвон. Договоритесь с ребёнком о времени созвона — через какие промежутки времени нужно звонить, чтобы ему было комфортно и нестрашно. Детям помладше можно включать видеосвязь на смартфоне или компьютере. Тогда взрослый будет хоть виртуально, но присутствовать.
- Камера видеонаблюдения в квартире. Объясните, что благодаря ей вы всегда будете видеть, что творится дома в реальном времени, и заметите, если произойдёт чрезвычайная ситуация.
- Поручения по дому. Чтобы не было времени на негативные мысли, оставьте задание, соответствующее возрасту: пропылесосить пол, протереть пыль, вымыть посуду. Не забудьте похвалить за работу.
- Игры, которые помогут исследовать квартиру. Прятки, жмурки — все те игры, при которых ребёнок будет прятаться под кровать, в шкаф, в кладовку и в другие «страшные» места. Пусть малыш убедится, что там никого нет.
- Список телефонов на видном месте. В жизни случается разное, и ваш телефон может быть недоступен в нужный момент. В гаджет ребёнка должны быть внесены телефоны родственников и близких людей, которым он может позвонить, если родители недоступны. В распечатанном виде вместе с телефоном экстренных служб список должен висеть на видном месте, например на холодильнике.
- Обращение к соседям. Объясните ребёнку, к кому из соседей он может постучать в дверь и обратиться за помощью в трудный момент.
- Свет во всех комнатах. Разрешите ребёнку включать свет во всех помещениях даже днём, если его пугает темнота, а свет даёт успокоение.
- Общение с незнакомцами. Объясните ребёнку, как отвечать незнакомым людям, которые звонят в дверь или домофон. Например, «Папа спит, я не буду его будить».
- Закрытые двери и окна. Уходя, убедитесь, что ребёнок запер за вами дверь и сможет открыть её, если нужно покинуть квартиру.
- Поощрение и похвала. Обязательно принесите ребёнку, независимо от возраста, небольшой подарок или что-то вкусное. Этот знак внимания покажет ему, что о нём не забывают.
- Спокойствие родителей. Не высказывайте вслух при ребёнке свои переживания и опасения по поводу его страхов. Это только усугубит ситуацию и заставить нервничать ещё больше.
- Домашние питомцы. Возможно, пришло время откликнуться на просьбы ребёнка завести кошку, хомяка или собаку. Забота о друге поможет справиться со страхом (ведь он уже не один дома), научит ответственности и подарит много радостных минут.
Важно отказаться от идеи преодолеть страх. Страх — это часть ребёнка. Решение —- не преодолевать страх, а признать его, понять. И когда ребёнок знает, что он имеет право на свои чувства, ему становится спокойнее жить. Здесь речь идёт об уважении его чувств. Если он не может остаться дома один, значит, надо продумать, с кем его оставить, или брать с собой. Родители должны рассказывать о своём опыте: как они победили страх. Следующий момент — оставить ребёнка одного дома на минуту, а мама стоит за дверью с телефоном. Да, они говорят по телефону, но ребёнок всё равно на эту минуту остался один. Это гигантский шаг. Затем следующий шаг: уходить за дверь на 3 минуты, на 5 минут... И вот мама уже спускается вниз по лестнице и поднимается. И ребёнок понимает, что невидимая связь с ней растягивается. Каждый раз надо подчёркивать самостоятельность и отвагу малыша. Страх невозможно никуда деть, преодолеть —- он будет всегда, это очень нужное чувство. Если ребёнок бесстрашный, возникает другая проблема: почему он прыгает по крышам. Нужно научиться управлять своим страхом. Когда ребёнок поймёт, что в нём есть смелость, отвага, самостоятельность, он научится контролировать свой страх.
Заключение
Главная ошибка родителей — игнорирование эмоциональных проблем ребёнка. В этом случае ребёнок остаётся один на один со своим страхом. Любовь и терпение взрослых помогут справиться со сложностями. Если не получается решить проблему внутри семьи, стоит искать помощь у специалистов: психологов, неврологов, психотерапевтов.