Психологическое насилие в семье: последствия для ребёнка
Травматический опыт может передаваться из поколения в поколение
Автор
Вовремя понять, что дети подвержены разрушительному воздействию на психику, очень важно, потому что это отразится на всей их дальнейшей жизни.
Что такое психологическое насилие над ребёнком
Это постоянное жестокое или безразличное эмоциональное обращение с детьми, которое приводит к проблемам с их психологическим развитием, формированию патологических черт характера.
Обычно заключается в вербальной агрессии и манипуляциях, унижениях, высмеиваниях, сравнениях, угрозах, гиперопеке, но может выражаться в других формах:
- игнорирование. Родитель или другой значимый взрослый не обращает внимания на ребёнка, ведёт себя отстраненно, не даёт ощущения любви и заботы;
- изолирование. Без причин ограничивается общение с друзьями, родственниками или вторым родителем;
- отвержение. Не удовлетворяются элементарные детские потребности, отношение пренебрежительное;
- развращение. Побуждение к антисоциальному поведению.
Психологическое насилие столь же губительно, как физическое или сексуальные: оно формирует низкую самооценку, чувство ненужности, изоляции, затрудняет социализацию и психическое развитие.
В итоге у ребёнка пропадает вера в себя и умение выстраивать доверительные отношения. Такое насилие провоцирует неадекватное поведение, замкнутость, проблемы со здоровьем. Однако выявить его намного сложнее, ведь синяков оно не оставляет.
Часто психологическое насилие проявляется в отношениях с родителями, причём последние могут даже не понимать, что наносят травму. Например, если в семье родителя было принято «воспитывать» с помощью угроз, унижений и высмеиваний, то велика вероятность, что своего наследника жертва психологического насилия подвергнет такому же обращению.
Важно адекватно оценивать наносимый ущерб: последствия травматического опыта, связанного с подобным воздействием на психику, влияют не только на поведение малыша, но и на всю его дальнейшую жизнь. Исследования доказывают, что эти дети во взрослом возрасте сами становятся склонны к психологическому насилию, подвержены депрессиям, с трудом заводят и сохраняют отношения, склонны к пагубным привычкам и даже суициду.
Почему малыш молчит
Зачастую он сам не понимает, что происходит, потому что с ним так обращаются всю жизнь. Некоторые дети понимают, но молчат из любви к родителю, стараясь защитить его от последствий возможного наказания. Другие боятся, что их высмеют или что за откровенность их ждёт неминуемое наказание.
Как понять, что есть опасность травмы
Выявить разрушительное влияние на психику детей сложно, но можно — по изменившемуся поведению. И чем быстрее это сделать, тем больше вероятность, что малыш сможет получить адекватную помощь и восстановиться.
Какие маркеры?
Эмоциональное поведение ребёнка изменилось: стал тихим или, наоборот, очень возбуждённым, агрессивным.
Изменились привычки: раньше делал что-то с удовольствием, а теперь отказывается, соглашается на то, отчего раньше категорически отказывался.
Просит что-то сделать, купить, что дома не принято.
Может внезапно заболеть, подняться температура, начать тошнить в ситуации, когда надо взаимодействовать с человеком или людьми, оказывающими психологическое насилие. Может даже начаться энурез.
Как не травмировать ребёнка
Проблема в том, что до сих пор многие родители, далёкие от психологии, воспринимают некоторые формы такого агрессивного воздействия на детей и манипуляции вариантом нормального «воспитательного» процесса. Одновременно появилось целое поколение подростков, которые и сами манипулируют мамами и папами. Такие угрожают засудить за травму, если их обязывают помогать по дому, или ссылаются на депрессию, когда просят сделать уроки.
Как же быть? Конечно, воспитывать ребёнка нужно. Вопрос лишь в средствах. Главное условие: действовать надо с любовью и уважением. Родитель должен объяснять, а не приказывать, исключить оскорбления или сравнения, заменить манипуляции четкими правилами. Стать авторитетом, а не источником страха.
В воспитании нужны правила. Эти правила ребёнок должен знать, они должны быть последовательными и адекватными по строгости и требованиям. Если родитель сначала запрещает, а потом разрешает, или наоборот, это отсутствие последовательности. Если правила настолько строгие, что их невозможно не нарушить, то они не адекватны, и ребёнок всегда будет чувствовать себя виноватым. Подобное может привести к разрушению доверия, провоцировать манипуляции.