Показатели IQ в детстве слабо предсказывают интеллект во взрослом возрасте

Дети проходили тестирование в 4, 7, 12, 16 и 21 год

© Freepik.com

Исследование показало, что высокие когнитивные способности в раннем детстве слабо предсказывают интеллектуальные достижения в подростковом и взрослом возрасте. Устойчивые траектории когнитивного развития формируются лишь к 12 годам. Об этом сообщает Intelligence & Cognitive Abilities.

Испанские исследователи проанализировали данные британского лонгитюдного проекта Twins Early Development Study, включавшего 11 119 участников. Детей, проходивших тестирование в 4, 7, 12, 16 и 21 год, разделили на две группы — со средними (99–115) и высокими (>115) показателями IQ в семь лет. Выяснилось, что лишь 16 процентов детей из группы с высокими результатами сохранили их к 16 годам. Однако около 8 процентов из группы со средними показателями перешли в категорию высоких к подростковому возрасту.

Учёные подчеркнули, что полигенные показатели и социально-экономический статус оказались более надёжными предикторами когнитивного роста, чем единичные тесты. Влияние генетики, согласно «эффекту Уилсона», усиливается с возрастом, тогда как для детей с нормативными показателями большее значение имели внешние факторы — негативные события и поведенческие трудности чаще вели к снижению результатов. Вовлеченность в обучение, в свою очередь, способствовала росту в обеих группах. Авторы пришли к выводу, что однократное тестирование неэффективно для выявления одарённых детей и нуждается в замене на систему регулярных оценок.