Почему нельзя сравнивать ребёнка с другими
Психолог рассказала о негативных последствиях такого метода воспитания
Редактор новостной ленты
Часто родители, пытаясь замотивировать ребёнка на хороший результат, сравнивают его с другими детьми. Так они хотят получить успешного и самостоятельного человека. Однако этот метод воспитания имеет противоположный эффект. Специалисты уверяют: чтобы вырастить уверенного в себе человека, нужно действовать совсем иначе.
Причины, по которым родители сравнивают детей с другими
В большинстве случаев родители сравнивают с другими своих детей из-за собственных амбиций. Они ищут подтверждение того, что они достойные и хорошие через ребёнка. Таким образом взрослые удовлетворяют свои потребности в значимости.
Но сравнение никогда не приносит позитивные результаты. Оно может дать временный эффект повышения мотивации, но впоследствии это сослужит "медвежью услугу". В будущем у таких детей возникает невротическая потребность в конкуренции. Они всю жизнь будут пытаться доказать окружающим своё превосходство.
Негативные последствия для ребёнка
Заниженная самооценка
Когда начинается сравнение ребёнка не в его пользу, он чувствует себя во всём недостаточным. Он недостаточно хорош, недостаточно умён, недостаточно способен. Естественно, что из-за этого сильно понижается его самооценка.
Завышенная самооценка
Есть и другая крайность, когда сравнивают в позитивную сторону. Мать или отец постоянно говорят малышу, что он самый лучший, самый умный, самый красивый и всегда прав. В будущем такие похвалы негативно скажутся на взаимоотношениях с другими людьми.
За словами о «самом-самом» может не быть реальных оснований. Ведь всегда найдётся кто-то, кто будет умней или красивей. Так родители формируют неадекватно завышенную самооценку.
Снижение мотивации
Почему же мотивация снижается, когда её, наоборот, пытаются поднять? Потому что ребёнок, которому вечно ставят в пример других детей, начинает думать, что от него требуют невозможного. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны.
И когда родители требуют у сына или дочки результатов, «как у Маши», а Маша, к примеру, гениальный математик, то малыш начинает думать, что никогда не сможет быть достаточно хорошим в математике. А значит, и стараться нет смысла. И родители, надеясь на один результат, получают прямо противоположный.
Неумение адаптироваться в социуме
Сравнение может накладывать негативный отпечаток на выстраивание отношений в социуме.
Страдает коммуникация с другими людьми. Ребёнку сложно заводить новые знакомства
Если сравнение происходит на глазах других людей, это может сделать ребёнка изгоем в детском коллективе. И это в крайних своих выражениях может привести к социофобии, к боязни входить в контакт с другими людьми.
Исчезает любознательность
Такой подход в воспитании снижает исследовательский интерес ребёнка. Допустим, есть два гениальных композитора. Но один пишет классическую музыку, а другой рок. Сравнивая их между собой, вы убеждаете одного в том, что его музыка никуда не годится.
Сравнение может закрыть дорогу к реальным шедеврам, изобретениям, к чему-то новому, что может быть полезно и для других людей.
Постоянное сравнение не в его пользу не даёт человеку раскрыть свой потенциал и достичь успеха, даже при наличие таланта.
Трудоголизм
Трудоголизм только со стороны выглядит хорошо, а на самом деле крадёт личную жизнь у человека. К тому же наносит ощутимый вред здоровью. Потому что человек в попытке достичь какого-то идеала, которому он должен соответствовать, не обращает внимания на знаки своего тела и своей психики. Такие люди часто заканчивают выгоранием и различными соматическими проблемами.
Рекомендации родителям
Сравнение не даст вашему ребёнку мотивации. Единственные примеры, которые стоит ему приводить — это истории из жизни великих людей. Почитайте с малышом о том, какими были известные художники, писатели, музыканты, врачи в детстве — и как они преодолевали трудности.
Фокусируйтесь на плюсах
Бывают подкрепления негативные и позитивные. В первом случае вы обращаете внимание ребёнка на то, что нужно исправить, к чему приложить больше усилий. Во втором случае — отмечаете то, что у него хорошо получается.
Есть такая формула, что на 8 позитивных подкреплений должно быть не более 1 негативного. Этот инструмент работает гораздо лучше, если родитель хочет, чтобы ребёнок продвинулся в каком-то определённом направлении.
Личный пример
Личный пример — лучший инструмент. Зачастую взрослые говорят детям одно, а делают другое. И когда ребёнок видит, например, что родитель курит, а ему говорит, что это вредно, у него возникает внутренний конфликт.
Потому что родитель является для него моделью поведения, которую он считывает. Так как родитель уже взрослый. Это человек, который выжил благодаря тем навыкам и умениям, которые у него есть. И ребёнок бессознательно стремиться быть таким же, чтобы выжить.
Заинтересуйте ребёнка
Если родитель хочет получить что-то от ребенка, ещё один отличный способ — заинтересовать. Если вас не устраивает успеваемость ребёнка по какому-то школьному предмету, нужно найти подходящего преподавателя или методику.
Есть множество случаев, когда дети учатся плохо, но стоит появиться вдохновляющему учителю, и дети меняются, достигая высоких результатов.
Когда у ребенка есть интерес, тогда нет необходимости дополнительной мотивации.