Как развить креативное мышление: учимся генерировать идеи
Запускаем творческие процессы весело и эффективно
Автор
Бывают люди, которых называют «генераторами идей»: они фонтанируют замыслами, постоянно создают что-то новое. Но развить в себе эти качества может любой человек. Как это сделать, рассказываем в нашей статье.
Что такое креативное мышление
Благодаря креативному мышлению мы способны к созданию нового — это касается как творческих задач, так и прикладных. Но само понятие «креативное мышление» довольно абстрактно. Нельзя сказать, что существует некое «некреативное» мышление. Так что креатив — это, скорее, не сторона спектра, а инструмент по поиску и генерации идей.
Креативность строится на мышлении и памяти. Эти способности нашего мозга позволяют нам создавать новые идеи. Это может быть что-то уникальное, неординарное, а может являться «переработкой» старых идей. Кроме того, за креативность отвечает наше воображение.
Мышление, память и воображение есть у всех. Поэтому не стоит категорически утверждать, что кому-то «не дано» креативить. Ошибочно думать, что креативность выражается только в творческой деятельности — она может проявляться даже в решении жизненных ситуаций. Конечно, бывает разный уровень креативности, но есть множество способов развивать её. Главное — понять, что каждый в той или иной мере ею обладает.
Польза креативного мышления
Эффективность в решении разнообразных задач
Креативность пригодится каждому, независимо от профессии или специфики. Любые специалисты сталкиваются с вызовами на работе, и чем лучше мы умеем искать и находить решения, тем проще переживаем трудности.
Уникальность
Способность генерировать оригинальные идеи подчёркивает вашу индивидуальность и прибавляет в харизме.
Востребованность на рынке труда
Специалисту с хорошо развитым креативным мышлением проще найти работу. К тому же ему будет легче перестраиваться на новые задачи и тенденции.
Уверенность на пути к цели
Когда человек может рассмотреть проблему с разных сторон и предложить несколько способов её решения, это даёт ему веру в себя и в свои силы.
Критерии креативности по Торренсу
Американский психолог Эллис Пол Торренс сформулировал собственные критерии творческого мышления, которые позволяют судить о степени развития креативности.
Оригинальность
Навык генерировать уникальные идеи, не следовать шаблонам и канонам. Это буквально способность создавать что-то новое.
Беглость
Умение придумывать много идей за короткий срок. Когда у человека хорошо развит этот навык, он может найти несколько способов решения одной проблемы за минуты.
Разработанность
Умение не только поверхностно генерировать новые идеи, но и наделять их деталями, углубляться, продумывать до мелочей. Обычно таким навыком обладают успешные конструкторы или изобретатели.
Гибкость
Люди, у которых развита эта способность, легко подстраиваются под изменение условий, применяют различные стратегии для решения проблемы, могут изменить тактику на ходу. Это позволяет улавливать закономерности и взаимосвязи, учитывать противоположные мнения и находить схожее в различиях.
Сопротивление ограниченности
Способность искать и воспринимать новую информацию. Такие люди не ограничиваются «одной стороной медали» даже в том случае, если проблема, казалось бы, решена. Они всегда стремятся расширять кругозор и узнавать новое.
Был такой исследователь — Джой Пол Гилфорд. Ему было интересно, как наше мышление проявляет себя в разных аспектах. Именно благодаря Гилфорду начались исследования в области креативности. Он разделил мышление на 2 вида: конвергентное и дивергентное.
Конвергентное мышление — поиск одного решения, когда мы находим единственный правильный ответ (к примеру, задачка по математике, где нужно посчитать, сколько яблок осталось у Пети). Конвергентное мышление — это способность сужать своё внимание, направлять его на одну цель. Это типичный подход в обучении и тестировании, где требуется правильный ответ. Конвергентное мышление является основой нашего интеллекта.
А вот дивергентное мышление, напротив, включает в себя поиск множества решений. К примеру, абстрактному Пете нужно решить, что подарить своей однокласснице на день рождения, и он накидывает несколько идей, чтобы удивить подругу. Дивергентное мышление — это способность расширять своё внимание. Оно позволяет нам мыслить нестандартно, и именно оно является основой креативного мышления.
Как развить в себе креативное мышление
Полюбите поиск решений
Многим знакома фраза «важна не победа, а участие». Мы, конечно, не будем бросаться в крайности и обесценивать чувство удовлетворения от результата, но не станем обесценивать и удовольствие от процесса. Творческому человеку нравятся все этапы продвижения к цели. Он получает удовольствие от поиска решений, анализа, перебирания возможностей и перспектив. Попробуйте воспринимать барьеры на пути не как «проблемы», а как «задачи». Смотрите на них как на вызов вашим навыкам.
Развитие креативности строится на нескольких этапах. В первую очередь, важно её пробудить. Займитесь созданием чего-то нового — не важно, чего именно. Самое прекрасное, что для этого не обязательно иметь способности к рисованию или лепке. Нужно именно попробовать — не для результата, а для того, чтобы мозг начал работать в этом направлении. Я хочу подчеркнуть, что любое занятие независимо от результата — это уже начало развития креативного мышления.
Учитесь новому
Наибольшая часть оригинальных идей — это уникальное сочетание того, чему вы научились или что узнали в прошлом. Чем шире ваш кругозор, тем больше вероятность придумать что-то уникальное. Поэтому старайтесь узнавать как можно больше нового:
— читайте книги разных жанров;
— смотрите различное кино;
— ходите на мастер-классы, лекции, воркшопы;
— посещайте музеи, галереи, выставки, театры ;
— пробуйте новые виды спорта;
— смотрите интервью с вдохновляющими вас личностями.
Развивать креативность можно даже в простых мелочах: пойдите на работу непривычной дорогой или попробуйте что-то совершенно новое (еду, активность, музыку). Таким образом мы сталкиваемся с тем, чего раньше не было в нашем восприятии. Именно это даёт нам почву для оригинальных идей.
Очень полезно сменять привычную обстановку. Например, если вы не в состоянии собраться с мыслями, можно выйти на улицу, подышать, сходить в какое-то новое место, на выставку, в парк. При изменении внешних условий нам проще настроиться на креативность.
Не останавливайтесь на одном варианте
В любой ситуации старайтесь предложить как можно больше идей, чтобы потом выбрать наиболее подходящую. Например, если вам нужно запланировать, что вы будете делать на выходных, или придумать, что подарить другу на день рождения, постарайтесь не останавливаться на первом варианте — подумайте ещё. Возможно, самое интересное придёт в голову не сразу.
Не бойтесь скуки
Креативность не всегда требует активного процесса. Порой хорошие идеи посещают нас в самые неожиданные моменты: за рулём, в душе, во время прогулки и даже в полудрёме. Может показаться, что это простая случайность, но это не совсем так.
Психолог Джон Иствуд утверждает, что чаще всего такие идеи приходят к нам в голову именно во время «скуки». Он называет это моментами «незанятого ума». Дело в том, что наш мозг работает следующим образом: сначала мы «загружаем» туда какую-либо информацию, а потом в состоянии покоя она преображается во что-то новое. Конечно, это работает при условии, что вы поддерживаете свою нервную систему в состоянии работоспособности: правильно питаетесь, достаточно спите и отдыхаете, физически активны, не злоупотребляете алкоголем.
Развивайте осознанность
Самый простой и эффективный способ стать осознаннее — медитации. Их практикуют такие вершины творческого Эвереста, как режиссёр Дэвид Линч, певица Мадонна, саунд-продюсер Рик Рубен.
Существует множество способов медитации. Вы можете фокусироваться на дыхании или на ощущениях в теле, просто наблюдать за своими мыслями или направлять внимание на эмоции, повторять мантру или концентрироваться на звуках вокруг. Длится медитация от 10-15 минут и дольше, в зависимости от вашего свободного времени и навыков. Обычно начинают с одной медитации в день, но некоторые предпочитают 2 или даже 3.
Попробуйте перевести фокус внимания на звуки, окружающие вас, на запахи, тактильные ощущения (потрогайте разные предметы). Во время всего этого проанализируйте свои чувства, попробуйте их описать. Это поможет переключиться с привычных для нас мыслей на физические ощущения и перезагрузиться. Такие короткие упражнения благоприятно влияют на мозг и помогают развивать креативное мышление.
Поддерживайте хорошее настроение
Как ни банально, но позитивный настрой помогает нам быть креативнее. Когда мы не в духе, нам намного сложнее генерировать новые идеи. Чтобы оставаться в хорошем настроении, старайтесь чаще делать то, что вам нравится: ешьте вкусную еду, занимайтесь любимым спортом, проводите время с родными и близкими — уделяйте время себе и своим увлечениям.
Записывайте идеи
Как уже было сказано выше, оригинальные идеи часто возникают спонтанно. К сожалению, им свойственно так же легко забываться. Лучше всего иметь под рукой блокнот, куда вы можете их записывать. Если не любите писать от руки, используйте заметки на смартфоне. Периодически перечитывайте их, структурируйте и дополняйте.
Для развития креативного мышления необходимо уделить особое внимание нескольким аспектам.
1. Развивайте свою фантазию и воображение. Для этого можно использовать различные техники, например «мозговой штурм», когда необходимо придумать как можно больше вариантов решения конкретной задачи. Также полезно заниматься творческими хобби, например рисованием, письмом или музыкой.
3. Учитесь видеть вещи по-новому. Часто мы привыкаем к определённым схемам и не замечаем других возможных вариантов. Постарайтесь смотреть на привычные вещи и явления с разных точек зрения, задавайте себе вопросы и ищите нестандартные ответы.
4. Не бойтесь ошибаться. Креативное мышление предполагает эксперименты и риск. Даже если ваша затея не удастся, вы всё равно получите опыт и уроки, которые помогут вам в будущем
5. Общайтесь с креативными людьми. Часто идеи возникают в результате обсуждения и дискуссий. Поэтому общайтесь с теми, у кого отличающиеся от ваших взгляды, и кто может внести свежие мысли в ваше мышление.
6. Решайте нестандартные задачи. Чем чаще вы сталкиваетесь с необычными ситуациями, тем больше приобретаете опыта и развиваете навыки решения проблем.
7. Тренируйте мозг. Как и любая другая способность, креативное мышление требует постоянной практики. Постарайтесь заниматься упражнениями для развития креативности: например, решайте головоломки или задачи на логику.
Упражнения для развития креативности
Непривычное в привычном
Искать новые способы использования обыденных вещей — одно из самых распространённых и простых упражнений на креативность.
1. Возьмите любой предмет: карандаш, гранёный стакан, линейку, очки, вилку.
2. Теперь попробуйте придумать, как эти вещи можно необычно применить в жизни. Например, стакан можно использовать в качестве формочки для печенья, а ещё через него можно фотографировать, чтобы получить необычный эффект «призмы».
3. Можете записать все ответы на бумагу, а можете просто выполнять упражнение мысленно, пока идёте на работу или прогуливаетесь. Чем больше вы набросаете вариантов, тем лучше. Не бойтесь придумывать самые абсурдные способы, дайте волю фантазии и выйдите за рамки обыденного.
Бином фантазии
Автор этой техники — итальянский писатель Джанни Родари, известный по сказке «Приключения Чиполлино».
1. Возьмите 2 никак не связанных друг с другом существительных.
2. Составьте с ними разные словосочетания. Они могут быть абсурдными, бессмысленными, нереалистичными. Главное — придумать, как можно больше. Например: слова «озеро» и «бандит». Варианты: «озёрный бандит», «бандит из озера», «озеро бандитов», «бандитское озеро» и так далее.
3. Сочините одну историю с использованием всех словосочетаний либо много историй, по одной к каждому словосочетанию. Это отлично прокачивает навык сторителлинга и импровизации.
6 шляп мышления
Техника «6 шляп» была разработана британским психологом Эдвардом де Боно. Она основана на идее о том, что мы можем разделять наше мышление на различные аспекты и рассматривать каждый из них отдельно: это позволяет нам видеть проблему или задачу с разных точек зрения и находить нестандартные решения.
Эта техника состоит из 6 различных «шляп», каждая из которых имеет свой цвет и представляет определённый тип мышления:
1. Белая шляпа — информационная. Она воплощает объективное и нейтральное мышление. Представьте, что это учёный, который спрашивает: «В чём здесь рациональное зерно? Каких фактов нам не хватает?» При использовании белой шляпы необходимо собирать и анализировать факты, данные и информацию о проблеме или задаче.
2. Красная шляпа — эмоциональная. Она символизирует интуитивное и эмоциональное мышление. Её порой называют «поэтом». И здесь можно задать себе вопросы: «Что мы переживаем по этому поводу, что нам подсказывает интуиция, какие наши первые впечатления?»
3. Чёрная шляпа — критическая. Представляет собой аналитическое и критическое мышление. На этом этапе нужно рассматривать проблему или задачу с пессимистической точки зрения, выявляя возможные недостатки и проблемы. Чёрная шляпа — это скептичный критик. Вопросы: «Что может пойти не так, каковы подводные камни?»
4. Жёлтая шляпа — позитив. Она символизирует позитивное мышление. Жёлтая шляпа – это наш внутренний оптимист. Первым делом он задаёт вопрос: «Какие в этой ситуации есть положительные стороны?». При использовании этой шляпы нужно искать возможности и выгоды.
5. Зелёная шляпа — творческая. Это наше творческое и ассоциативное мышление. Зелёную шляпу называют «креативщиком». Здесь можно задать вопросы: «Что ещё, кроме этого, можно предложить, на какие безумные идеи это наводит?» При использовании этой шляпы нужно генерировать новые идеи, рассматривать задачу с нестандартных точек зрения и создавать ассоциации, не боясь абсурда.
6. Синяя шляпа — контрольная, представляющая собой организационное и управленческое мышление. Её также называют «руководителем». Она управляет процессом, координирует работу, подводит итоги обсуждения. При её использовании нужно контролировать процесс мышления, подводить итоги, обобщать результаты и принимать решения.
Синектический штурм
Ещё одна методика, которую изобрёл Эдвард Де Боно как способ решения проблем, однако пользоваться ей можно и в качестве отдельного упражнения для развития креативного мышления. Её суть заключается в использовании специального алгоритма.
1. Сформулируйте проблему. Она может быть реальная или вымышленная, глобальная или бытовая.
2. Перечислите наиболее распространённые способы, какими обычно люди решают эту проблему.
3. Придумайте, как эту проблему могли бы решить вы. Используйте личный опыт, учитывайте свои навыки и знания.
4. Перескажите проблему своими словами, перечислите её основные черты.
5. Представьте, как с этой задачей справились бы реальные, исторические или выдуманные персонажи.
Эффект Медичи
Очередная методика, основанная на сочетании несочетаемого.
1. Возьмите 2 предмета, персонажа, суждения, идеи.
2. Напишите, в чём их отличия.
3. Теперь рассмотрите их сходства.
4. Подумайте и выпишите, какого эффекта можно добиться, если их объединить.
Смена личности
1. Возьмите проблему или задачу, которую необходимо решить.
2. Представьте себя другим человеком или персонажем: это может быть герой фильма, историческая личность, кто-то из ваших друзей или коллег.
3. Подумайте, как с проблемой справилась бы ваша новая личность.
Друдлы
Так называются абстрактные изображения, которые изначально не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Их используют, чтобы развивать визуальное мышление и креативность.
1. Посмотрите на друдл. Опишите, что вы видите. Это может быть предмет, персонаж, ситуация.
2. Если вы видите на картинке предмет, придумайте для него как можно больше способов применения.
Важно:
Дебаты
Это упражнение помогает посмотреть на вещи под разными углами, учит быстро переключаться и не загонять себя в рамки какой-то одной идеи.
1. Придумайте любое утверждение: не важно, будет оно верным, ложным или спорным. Например: «Лохнесское чудовище существует» или «Высадку на Луну снимали в павильоне».
2. Если вы играете в компании, разделитесь на 2 команды. Одна будет выступать «за», другая — «против».
3. Если вы играете один, то роли и прокурора, и адвоката придётся исполнять вам. Попробуйте придумать аргументы в пользу суждений, а также контраргументы. Чем их будет больше, тем лучше.
Смена рабочей руки
Иногда попробуйте делать что-то не рабочей рукой. К примеру, если вы правша, попробуйте писать, рисовать, чистить зубы левой рукой — делать привычные для вас дела непривычным образом. Это упражнение помогает формировать новые нейронные связи и позволяет переключить мышление.
Заключение
Креативное мышление — это не магический дар или врождённый талант, который либо дан, либо нет. Как и любой навык, его необходимо развивать. К счастью, делать это можно в формате весёлой игры или мысленно во время прогулки. Развитие креативного мышления — это интересный и несложный процесс, который не требует дополнительных ресурсов или огромных вложений. Надеемся, упражнения из нашей статьи помогут вам прокачать свои навыки креативности и стать генератором уникальных идей.