Как научить ребёнка ходить: первые шаги
Учим малыша держать равновесие и удерживать собственный вес
Ваш малыш, конечно, вряд ли вспомнит свои первые шаги, зато для родителей это одно из самых важных и тёплых воспоминаний. Обучать ребёнка ходьбе на самом деле — довольно серьёзный процесс, требующий внимания и вовлечённости. Способов много, главное — запастись терпением.
Когда можно начинать
Дети начинают ходить в разном возрасте. Большинство делают первые шаги в 9-16 месяцев. Обучение занимает примерно 1-3 месяца, потом малыш уже более или менее уверенно передвигается. Однако это среднестатистический показатель — кто-то учится ходить раньше, кто-то позже: у всех детей свой темп развития, и это важно учитывать.
Если ребёнок не начал ходить в возрасте 1,5 лет, это уже значит, что надо бить тревогу. Бывает такое, что дети начинают ходить в 1,5 года, но это считается критическим возрастом. При этом необходимо постоянно ребёнка наблюдать у педиатра и у детского невролога. Они уже хорошо видят, как ребёнок ходит.
Почему важно не торопить события
Подготовительные процессы протекают в организме ребёнка самостоятельно на протяжении многих месяцев, практически с самого рождения. У него развивается тонус, равновесие, зрительно-моторная координация. Сначала малыш осваивает процесс ползания, со временем учится ощущать своё тело — его размеры, вес, подвижность.
Не пытайтесь ускорить процесс обучения — если все вышеперечисленные умения у ребёнка ещё недостаточно развиты, вы можете ему только навредить.
Важно:
Как именно дети учатся ходить
У новорождённых мышцы ног ещё совсем слабы, а координация не развита. Несмотря на это, если вы будете удерживать младенца на весу так, чтобы его ступни касались поверхности, он будет совершать движениями ногами, напоминающие шаги. Так работает врождённый рефлекс автоматической ходьбы. Если он есть, значит, новорождённый развивается нормально. Правда, к 2 месяцам эта особенность проходит.
Затем примерно в 5-6 месяцев, если малыша удерживать под мышки, он станет вполне уверенно опираться ножками о поверхность и легко ими пружинить. Таким образом он неосознанно учится держать равновесие.
Ближе к 9-10 месяцам ребёнок учится самостоятельно сидеть и далее начинает осваивать следующий «уровень» — пытается вставать, держась за опору. В этот момент очень важно приглядывать за малышом, чтобы он не упал и не ударился. Когда этот навык усвоен, ребёнок начинает делать первые шаги вдоль опоры. Затем наступает пора коротких перебежек из «точки А» в «точку Б», и только потом малыш с уверенностью начинает бегать по дому (одновременность на радость и страх родителей).
Как могут помочь родители
1 этап
Когда малыш начинает самостоятельно сидеть, можете выполнять с ним простое упражнение — катание мячика перед собой взад-вперёд. Держите игрушку перед ребёнком, водите её из стороны в сторону, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Это поможет укрепить мышцы спины, а также поспособствует умению держать баланс.
2 этап
В процессе ползания ребёнок учится одновременно двигать руками и ногами — это важный навык при ходьбе. В этот период важно мотивировать его не сидеть на месте. Лишний раз отойдите в другой конец комнаты и подзовите малыша к себе. В качестве дополнительного стимула используйте его любимую игрушку. Когда ребёнок ползает, он укрепляет мышцы спины, ног, рук, шеи, а также учится контролировать мышцы бёдер.
Важно:
3 этап
Малыш учится подниматься, держась за опору, его мышцы крепнут, а ножки уже могут выдерживать вес тела. В эти моменты важно быть рядом. Помогайте ребёнку тянуться к опоре и подтягиваться, страхуйте, подталкивайте, если поначалу он не справляется самостоятельно. Когда у него уже получается вставать, держась за опору, поддерживайте, иногда отпускайте, чтобы он привыкал держать баланс.
4 этап
Ребёнок ходит, когда вы поддерживаете его за обе руки. Иногда вы можете отпускать одну руку: так он будет учиться держать равновесие. Главное здесь — регулярная практика. Не ограничивайте малыша в движении, чем чаще он будет тренироваться стоять на ногах, тем быстрее решится делать первые шаги без вашей поддержки.
5 этап
Начинается период ходьбы вдоль опоры. Малыш передвигается, держась за бортик кровати или стену. Подбадривайте его, периодически стимулируйте отпускать опору и идти самостоятельно. Только проследите, чтобы приземление было мягким — поможет подгузник или мягкий ковёр. Чтобы мотивировать ребёнка больше ходить без опоры, разложите по всей комнате его любимые игрушки. А вот ненужные предметы и всё, что может навредить, лучше спрятать.
6 этап
Ура! Малыш, умеет самостоятельно вставать и держаться без опоры. Правда, это ещё не конец обучения: теперь самое важное — научиться держать равновесие длительное время. Если ребёнок умеет балансировать, стоя в течение нескольких секунд, значит, вероятнее всего, скоро он сделает свои первые самостоятельные шаги. Пусть этот процесс станет для него игрой. Пока он не теряет равновесие, отсчитывайте время и обязательно хвалите его за каждую попытку!
7 этап
Первые шаги без поддержки сделаны. Это огромный прорыв для самого ребёнка и его родителей. Главное в этот период — учиться держать равновесие на одной ноге, приподнимая другую. Помните: каждый шаг малыша заслуживает одобрения. Подбадривайте и хвалите ребёнка. Будьте рядом, иногда поддерживайте его и ведите, но при этом не переусердствуйте, давайте ему периодически идти самостоятельно.
8 этап
Поздравляем, вы прошли этот непростой и долгий путь — малыш ходит (а иногда даже бегает). Это было непросто, он не с первого раза начал уверенно держаться на ногах, оступался не один раз. Помните: главное — это похвала, не пренебрегайте ею! Иногда дети из-за недостаточной мотивации могут возвращаться к ползанию. Это логично: оно отнимает куда меньше сил. Поэтому максимально поощряйте ходьбу и мотивируйте ребёнка. Например, когда опускаете его на пол, не сажайте, а намеренно ставьте на ножки.
Нужна ли в этот период обувь
Важно, чтобы ребёнок научился держать равновесие и регулировать работу мышц. Босиком это куда проще, ведь он лучше ощущает тело, быстрее выстраивает взаимосвязи — как именно надо передвигаться, что за чем следует.
В обуви освоить ходьбу сложнее, так как малыш хуже чувствует мышцы ног. По этой причине надевать дома сандалии или ботиночки, пока ребёнок не будет уверенно передвигаться, не стоит: это может сильно замедлить процесс обучения.
Как обезопасить дом для ребёнка
— установите на дверцы тумбочек, шкафчиков задвижки и замки, чтобы нельзя было случайно прищемить пальцы;
— позаботьтесь о мягкости пола, постелите ковёр или любое другое нежёсткое покрытие, надёжно зафиксируйте таким образом, чтобы нельзя было споткнуться;
— спрячьте в недоступное место всю бытовую химию и лекарства;
— поставьте специальные заглушки на все розетки;
— спрячьте провода в плинтусы;
— установите ограничители для межкомнатных дверей;
— уберите ножи, вилки, острые предметы и бьющуюся посуду;
— поставьте блокировку на сиденье унитаза;
— держите еду и напитки (особенно горячие) не на краю стола;
— закрывайте мусорные вёдра или контейнеры;
— если дома есть лестницы, выход на них обязательно ограничьте специальными заборами;
— поставьте силиконовую защиту на острых углах мебели;
— все электроприборы уберите туда, где ребёнок не сможет их достать и случайно включить;
— доступ к газовым вентилям также должен быть ограничен.
Советы родителям
— занимайтесь гимнастикой с малышом или ходите на плавание (оно разрешено практически с самого рождения) — чем больше ребёнок двигается, тем лучше;
— долго гулять с коляской или ограничить передвижение ребёнка манежем — конечно, соблазн для родителей, однако это может замедлять развитие малыша;
— не опекайте ребёнка слишком сильно, давайте ему показать, на что он способен;
— обязательно обращайте внимание на успехи, игнорирование — худшее, что вы можете ему дать;
— учитывайте темперамент: спокойные дети позже проявляют интерес к первым шагам, чем их более активные ровесники;
— развивайте самостоятельность малыша, кладите некоторые игрушки выше уровня пола, чтобы привлечь его внимание, заинтересовать, спровоцировать желание к ним тянуться;
— очень часто ребёнок копирует определённые навыки у окружающих, поэтому важно периодически приходить с ним на различные детские праздники, мероприятия, гулять на площадке — через взаимодействие с другими детьми малыш начнёт понимать, что его скорости передвижения недостаточно, чтобы участвовать в играх, и это послужит дополнительным стимулом к ходьбе.
Как ещё можно помочь малышу
Вожжи-поводок
Это специальные ремни, напоминающие шлейку для собак. Использовать их можно, когда ребёнок уже умеет ходить, но делает это неуверенно.
Ходунки
Они выглядят как маленькие круглые столики, по периметру которых расположены колёсики. В них ребёнок, ещё не умея ходить, может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. Есть, однако, два «но».
Во-первых, пользоваться ходунками постоянно не очень полезно. Это, наоборот, может замедлить развитие ребёнка. Лучше ограничиться 1 часом в день.
Во-вторых, в некоторых странах многие выступают вообще против ходунков — утверждается, что они травмоопасны. Впрочем, большинство несчастных случаев можно было избежать, если бы родители организовали дома безопасное пространство для малыша.
Тележка-каталка
Это устройство похоже на тележку с высокой ручкой, как у коляски. Ребёнок, толкая её перед собой, чувствует себя увереннее. Использовать такой метод для обучения ходьбе не стоит, ведь тогда он не научится правильно распределять вес. Но если малыш уже делает свои первые шаги, это будет дополнительно тренировать координацию.
Мнение психолога
Чтобы ребёнок хотел ходить, важно развить в нём необходимые физические качества. Есть разное количество методик, это больше медицинский и физиологический момент. Организм ребёнка должен быть готов: ему нужно обеспечить нормальное мышечное развитие. Если родители никак не занимались ребёнком, у него может не быть достаточной подготовки.
Если же вы занимаетесь с малышом гимнастикой, делаете массажи, у него будет хороший уровень подготовки. В этом случае остаётся дать ему мотивацию.
Не делайте за ребёнка. Если он что-то хочет, пусть ползёт, пусть дойдёт. В обычной ситуации малыш начинает капризничать. Например, ему нужна игрушка, не несите ему её, пусть он двигается сам. Не подводите его за ручку, а дайте проявить самостоятельность.
Самый простой способ обучить ребёнка — это чтобы он бегал в объятия то к маме, то к папе. Родителям нужно раскрывать ручки и говорить: «Иди ко мне!».