Как быстро выучить таблицу умножения
Подключите ассоциации, мелкую моторику, стишки и бытовые ситуации
Автор
Просто вызубрить таблицу умножения недостаточно, важно, чтобы ребёнок понимал, как работают правила и закрепил их в памяти.
Умножение — одно из базовых арифметических вычислений, которое точно пригодится и в повседневной жизни, и в дальнейшем изучении алгебры и геометрии. Если в бытовых ситуациях можно просто достать из кармана калькулятор, то на экзаменах этот вариант исключён. Поэтому таблицу умножения придётся освоить каждому школьнику: без неё дальше в точных науках не продвинуться.
Однако часто для детей этот этап представляется почти невыполнимым. Иногда дело в том, что ученик просто не понимает смысл действия, а пытается «зазубрить» материал.
Чтобы справиться ребёнку было проще, можно прибегнуть к специальным способам.
Лёгкие способы изучения
Способ 1: На пальцах
Обычно этим методом учат умножать на 9. Ребёнку надо выставить перед собой обе руки ладонями вниз с раскрытыми пальцами и пронумеровать их слева направо: так, мизинец левой руки будет единичкой, а безымянной на правой – девяткой. После этого надо зажать палец под той цифрой, на которую мы умножаем 9.
Например, 9*4 — сгибаем указательный палец левой руки (он четвёртый). Все, что до него — это десятки, после него — единицы. До указательного пальца слева – 3, а после согнутого – ещё 6. Значит, 3 десятка и 6 единиц. 9*4=36.
Но использовать пальчики можно и для того, чтобы выучить таблицу умножения на 7 и 8. Метод немного другой, придётся применить дополнительное арифметическое действие.
Итак, ребёнку нужно выставить два кулачка со сжатыми пальцами. Затем на одной руке разогнуть столько пальчиков, на сколько первый множитель больше 5, а на другой руке — на сколько второй множитель больше 5.
Например, 7*7. 7 больше 5 на 2, значит, на обеих руках выпрямить надо по два пальца.
Все выпрямленные пальцы — это десятки, а оставшиеся в кулачке надо перемножить друг на друга, чтобы получить количество единиц.
Получается: 4 пальца выпрямлено, а ещё по три на каждой руке согнуты: 3*3=9. 4 десятка и 9 единиц — получается 49. 7*7=49.
Способ 2: С использованием квадрата Пифагора
Звучит не очень подходяще для младших классов, но этот метод проще, чем кажется. Он привлекает визуальное восприятие, а ребёнку кажется, что ему нужно выучить не так много примеров.
Важно:
Разделите лист на 10 строчек и 10 столбцов. Первую клеточку просто закрасьте — это 0. В строчку и в столбец занесите все цифры от 1 до 9, а в клеточках их пересечений — результат умножения. Каждый раз, когда чадо проходит мимо таблицы, просите посчитать. Ему будет достаточно найти пересечения множителей.
Важно:
Используйте таблицу на реальных примерах. Например, попросите посчитать, сколько колёс потребуется для 3 автомобилей. Или сколько яиц пожарить на завтрак, если в вашей семье 4 человека. Ответ малыш найдёт на пересении цифр в таблице и быстро его запомнит.
Способ 3: Визуальный
Обычно таблицу умножения приходится учить летом, а значит, у ребёнка достаточно времени на освоение информации. Выделяйте полчаса каждый день, чтобы немного порисовать. Просите малыша изобразить предметы в несколько рядов.
Например, 5*4: рисуем 4 ряда по 5 яблок, а затем их пересчитываем. Получается 20 яблок. Или 6*7: попросите изобразить 7 рядов по 6 сердечек.
В таком методе задействовано и визуальное, и механическое запоминание, это ускорит процесс запоминание.
Способ 4: Наглядные пособия
В магазинах сейчас множество материалов и тренажёров для облегчения обучения. Цветные палочки, счёты, наклейки и фигурки. Выберите несколько ярких пособий вместе с ребёнком, чтобы уделять время изучению таблицы умножения ему было приятно.
Часто используют магнитик в виде цифр, вешая их на холодильник: перед завтраком, обедом и ужином можно решать несложные примеры.
Детям часто нравятся игры, в которых карточки с результатом нужно соединить с примером.
Способ 5: С помощью стихов и песен
«Дважды два четыре, дважды два четыре…» — лёгкая песенка навсегда остаётся в памяти. Дело в том, что учить считалочки и стишки гораздо проще, чем скучные примеры. Кстати, в той же песне есть умножение и на 3, и на 5.
В Сети можно найти множество считалочек, стихов и рифм для запоминания арифметических действий. Среди них есть лёгкие, абсурдные считалочки, которые можно повторять во время прогулок и домашних дел, за завтраком или обедом.
3 хомяка * 4 ножки: 12 ножек на дорожке;
3 на 5 равно 15: должно легко запоминаться;
У 3-х свинок 6 ребят: 18 поросят;
3 на 7 ответ один, получится 21;
В 3-х клетках сидело по 8 тигрят: 24 весёлых зверят;
3 на 9: 27 по секрету скажем всем!
В некоторых учебниках используют стихи Марины Казариной, они охватывают всю таблицу.
Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
Им также следует учесть,
Что дважды три получим ШЕСТЬ.
Два на четыре - будет ВОСЕМЬ.
И всех ребят мы очень просим
Забыть капризы, ссоры, лень
Восьмого марта - в мамин день!
Нам два на пять умножить нужно,
И если все возмёмся дружно,
Да поднатужимся, ребятки,
То сразу попадём в ДЕСЯТКУ!
Бодрый ритм и забавные шутки сформируют у учеников устойчивые ассоциации. У Геннадия Гладкова есть песня «Таблица умножения», где все примеры рифмованы и положены на музыку, её тоже можно включать периодически вместо скучной зубрёжки.
Важно:
Как не забыть то, что выучили
Выучить таблицу недостаточно, ведь наш мозг, даже в таком юном возрасте, склонен забывать то, чем не пользуется ежедневно. Поэтому так важно повторять то, что вы выучили. Делайте это весело, например, во время прогулки.
Важно:
Пойте вместе, учите стихи, считайте количество овощей в корзине и умножайте на корзины, если отправились на дачу.
Как не стоит учить таблицу умножения
Переход от сложения и вычитания к умножению, а затем делению многим детям даётся непросто. Во-первых, они не сразу готовы понять, что умножение — это сложение одинаковых чисел несколько раз. Во-вторых, не понимают, как им это пригодиться в реальной жизни.
А если на таком сложном этапе действовать слишком строго, заставлять зубрить и превращать изучение в необходимую работу, у малыша появится стойкое отвращение к занятию.
1. Не пытайтесь заставить ребёнка выучить всё и сразу. Для него эта задача окажется непосильной, а вернуться к таблице чадо не захочет.
2. Не раздражайтесь. Для вас это кажется элементарным, а для маленького человека — огромная новая ступень в учёбе. Уставать может не только ребёнок, но и родитель. И это нормально! Почувствовали, что начинаете злиться, отложите занятия и переключайтесь на другие дела.
3. Не зубрите. Зубрёжка — худший из способов запоминания, это не поможет ребёнку понять примеры, а в самый неподходящий момент ответ просто выскользнет из головы.
4. Не считайте, что одной проверки достаточно. Постоянно возвращайтесь к выученному и повторяйте, применяя умножение в повседневной жизни.
Применение полученных знаний в повседневной жизни
Малышу сложно объяснить, что в дальнейшем таблица умножения пригодится ему в изучении алгебры, геометрии, физики и химии. Зато он легко поймёт, что навык нужен постоянно, если применять его в реальной жизни. Вы можете попросить детей посчитать, сколько денег понадобится в кофейне для покупки двух пирожных, узнайте сколько ступеней вы проходите ежедневно, поднимаясь на свой этаж.
Чем чаще прибегать к помощи ребёнка, заставляя его вспоминать таблицу умножения, тем быстрее он её запомнит. Кроме того, у малыша появится мотивация для обучения.
Чем старше будет становиться ребёнок, тем чаще ему будет приходить на помощь таблица умножения: во время уроков физики и химии, в планировании расходов, для ремонтных работ и закупа материалов, а ещё — чтобы рассчитать расстояние. Важно, чтобы знания, полученные в таком юном возрасте, закрепились, а ответы почти мгновенно приходили в голову.