Эффективные способы мотивации сотрудников

Разбираем, как улучшить продуктивность и качество работы персонала

Эффективные способы мотивации сотрудников

Даже если сотрудники влюблены в свою работу по уши, это не отменяет рутины, усталости и прочих демотивирующих факторов. Руководство должно всеми силами стараться, чтобы подчинённые не прокрастинировали и не выгорали. В нашей статье рассмотрим самые эффективные и актуальные способы мотивации сотрудников.

Что такое мотивация

Это набор мер и приёмов, которые стимулируют персонал лучше выполнять свои обязанности. Различные способы мотивации внедряются в каждой компании, которая держится на плаву. Это помогает удерживать хороших специалистов, повышает эффективность работников, формирует лояльный коллектив, действующий в интересах компании.

Почему мотивация — это важно

Хотя сотрудники получают оплату за свою работу, обычно этого недостаточно, чтобы поддерживать эффективность в коллективе. Грамотно выстроенная мотивация помогает понимать важность своей работы, а также осознавать, что, приложив усилия, они смогут получить больше.

Заставить человека быть эффективным может только правильная мотивация. Причём не всегда она бывает денежная. Кому-то важно, чтобы его заметили и похвалили, кто-то мечтает увидеть своё фото на доске почёта и быть первым. Здесь HR-отдел должен разработать правильные KPI и программу поощрения. Есть сотрудники, которым важно развитие, тогда помогут обучения, развивающие мероприятия и карьерное продвижение. Кто-то ценит заботу компании о семье, когда празднуют дни рождения детей, дарят подарки и, например, путёвки в лагерь.

Выяснить мотивацию сотрудников помогают специальные тесты, которые необходимо проводить хотя бы раз в год, чтобы понимать настроение коллектива, атмосферу в компании и общий настрой.

Причины потери мотивации 

Если эффективность того или иного сотрудника резко упала, причина может крыться и в нём самом, и внутри коллектива, и в действиях руководителя. Здесь крайне важно понять, что именно не так, чтобы на ситуацию можно было повлиять.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Нечётко сформулированные цели и задачи

Работники должны понимать, что и как они должны делать и уж тем более зачем они вообще это делают. Перед ними должна быть чёткая картина их обязанностей. Решить проблему размытых целей и задач можно проработанной должностной инструкцией и внятными поручениями.

Неэффективное управление

Руководитель должен уметь делегировать обязанности, иначе слаженной работы не добиться. Если задачи распределяются неравномерно — например, начальник оставляет всё самое интересное и креативное себе, то сотрудник перестаёт чувствовать, что от него что-то зависит, и это негативно отражается на его мотивации.

Недостаток признания

Если руководство не оценивает старания сотрудников, уровень мотивации заметно снижается. Похвала и поощрение — это эффективнейшее топливо для многих работников!

Отсутствие карьерного роста и перспектив развития

Многим людям важна не только оплата их труда, но и понимание, что со временем они смогут самореализоваться, вырасти как специалисты. Если человек этого не ощущает, желание быть продуктивным постепенно угасает.

Токсичные коллеги

Очень многое в рабочей среде зависит от окружения. Человек проводит значительную часть жизни в коллективе. Если там нездоровый микроклимат, а руководители вместо поддержки постоянно ругают и выставляют ультиматумы, будет сложно удерживать высокий уровень эффективности.

«Удалёнка»

Дистанционная занятость может негативно отражаться на вовлечённости сотрудника. Если он мало контактирует с руководителями и коллегами, со временем уровень его продуктивности может снизиться.

Характер сотрудника

Не будем отрицать, что иногда дело в самом сотруднике — например, он мыслит негативно или у него завышенные ожидания. Ну и вообще человек может не любить то, чем занимается. Тогда повысить его уровень мотивации будет крайне сложно. Держаться за таких сотрудников не стоит: зачастую именно они и есть виновники токсичности в коллективе, которую мы описывали выше.

Чтобы предотвратить выгорание сотрудника, прежде всего, важно понимать, на своём ли месте находится человек. Если он бухгалтер и вы взяли его именно на эту позицию, а у него глаза горят, когда речь заходит о продвижении компании, так, может, предложить ему поделиться идеями? Возможно, перед вами — будущий лучший маркетолог страны. Важно слушать и слышать человека, замечать его старания, вознаграждать словами поддержки и одобрения (здесь необходимо понимать мотивацию человека). Не разрешайте сотруднику работать без отдыха и отпусков. Сначала сотрудник — энтузиаст, но любая работа без отдыха, даже любимая, может привести к выгоранию. Поощряйте сотрудников, растите их, будьте заинтересованы в каждом. Человек должен чувствовать нужность и заботу о нём. Каждый человек ценен, даже если это уборщица. Сделайте ей комплимент. Обустройте офис, создайте уют в кабинете, выделите место и время для отдыха, и тогда вы удивитесь заряженным и эффективным сотрудникам вашей компании.

Виды мотивации

Мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Если понимать разницу между ними, можно выстроить индивидуальный подход к каждому сотруднику. Рассмотрим оба вида.

Внешняя

Как можно догадаться, речь идёт о стимулах, связанных с внешними факторами и материальным вознаграждением:

— увеличение заработной платы;

— премиальные выплаты;

— карьерный рост;

— социальные гарантии и т. д.

Внешняя мотивация — это не только поощрение, но и инструмент контроля. Например, сотрудник приходит вовремя, потому что знает, что при частых опозданиях премии ему не видать — это также проявление внешней мотивации.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Внутренняя

Тут дьявол кроется в таких деталях как личные желания и устремления сотрудника. Внутренняя мотивация направлена на саморазвитие и самореализацию работников, она никак не зависит от материальной выгоды. Возможность личностного роста, любопытство и интерес к своему делу, ощущение значимости своей персоны — всё это тоже может мотивировать людей.

Методы мотивации

Рассмотрим способы повысить эффективность сотрудников подробнее:

Материальные

Премиальные выплаты

Если служащий продуктивен в своих обязанностях, например перевыполняет план или быстрее выполняет поставленные задачи, ему доплачивают. Иногда премии могут выдавать за ценность сотрудника — за его незаменимые навыки или знания.

Комиссионные либо процент

Работнику полагается процент от стоимости услуг или товаров, которые были им проданы. Этот метод мотивации используют как в сочетании с окладом, так и без него, то есть заработная плата сотрудника может полностью состоять из комиссионных.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Нематериальные

Обучение

Это один из наилучших способов, препятствующих выгоранию сотрудников на работе. Обучение помогает поддерживать интерес к работе. Оно может быть самым разным:

— покупайте для подчинённых профильную литературу;

— устраивайте дискуссии для обсуждения профессиональных тем;

— занимайтесь менторством и направляйте сотрудников на вебинары;

— приобретать онлайн-курсы и билеты на тренинги.

Тимбилдинг

Это активный корпоративный отдых. Он направлен на создание сплочённой атмосферы в коллективе через разные игры, квесты и задания. Этот способ мотивации отлично улучшает отношения внутри коллектива и развивает у людей умение работать в команде. Тимбилдинг бывает:

— спортивный: например, турнир по футболу, соревнования по теннису, рафтинг и так далее;

— творческий: подготовка совместной фотосессии или съёмка фильма, музыкальный мастер-класс, просмотр кино или поход на фестиваль;

— интеллектуальный: например, квесты и квизы;

— социальный: субботник, волонтёрство в приюте для животных и прочее;

психологический — сюда можно отнести групповую сессию с коучем.

Не все любят тимбилдинги — это факт. Почему? Потому что считают это бесполезным времяпрепровождением с коллегами, которых и так каждый день видят на работе. НО! Тимбилдинги бывают разные. Здесь важно понимать, как и когда делать такие мероприятия, кому из сотрудников что интересно (чтобы максимально учесть все пожелания).

Именно такие командные встречи принесут большую пользу всей компании: коллектив сплотится, найдутся общие интересы и темы, расширится круг знакомств (возможно чей-то муж окажется тем редким специалистом, которого ищет друг сотрудника Ивана). Всё может быть!

Чего только стоит мозговой штурм довольных коллег. Новые мысли и идеи, новый заряд энергии и приверженности компании — всё это несёт максимальную пользу для роста и развития не только всего коллектива, но и вашего бизнеса. Ведь испокон веков известно, что кадры решают всё. Мир людей разнообразен и велик, важно научиться им управлять.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Геймификация

Элемент игры и состязательности может обеспечить персонал высокой мотивацией. В некоторых компаниях устраивают ежемесячные конкурсы на лучшие показатели, в других начисляют очки за эффективность и выполнение задач. Награда в таких «конкурсах» может быть самая разная: от корпоративного мерча до оплаты отдыха.

Личная беседа

Обратная связь от руководителя в рамках персональной встречи даёт сотрудникам чувство исключительности и мотивирует работать лучше. Старайтесь общаться с подчинёнными не только на тему работы, помогайте развиваться и будьте не просто строгим начальником, но и авторитетом.

Собрания внутри коллектива

Регулярно проводите их не только в проблемных ситуациях, но и для обсуждения актуальных рабочих новостей и процессов. Открыто хвалите персонал, благодарите за выполненную работу, сообщайте о важных сделках, позитивных изменениях и перспективных направлениях.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Возможность путешествовать, работая в разных филиалах компании

Многих сотрудников мотивирует перспектива поехать в командировку в другой город или страну. Возможность путешествовать — прекрасный стимул для персонала быть «лучше, быстрее, сильнее».

Звание амбассадора бренда

Такой метод мотивации используют для руководителей среднего и высшего звена. Если человек стал признанным авторитетом в своей специальности, ему дают право высказываться от лица компании в медиа, а также выступать на крупных мероприятиях в отрасли. Это также помогает человеку развивать свой личный бренд и двигаться по карьерной лестнице.

Краш-тест

Жёсткий, но популярный способ мотивации сотрудников. В условиях кризиса он демонстрирует высокую результативность. Работникам дают срок, в течение которого они должны выполнить KPI, иначе последуют материальные взыскания и увольнения.

Как мотивировать сотрудников на удалёнке

Как уже было сказано выше, сотрудники, работающие дистанционно, тоже должны чувствовать себя частью коллектива. Реализовать это не так просто, когда человек не появляется в офисе и не контактирует с коллегами лично. Если руководитель учтёт, что удалённых сотрудников необходимо дополнительно мотивировать, работа будет идти куда более эффективно.

Что же для этого нужно?

— устраивайте рабочие созвоны и конференции;

— не забывайте регулярно давать подчинённым обратную связь, уделяйте время для личного общения;

— приглашайте сотрудников на корпоративные мероприятия — важно, чтобы они присутствовали и участвовали в жизни компании, если это возможно;

— подводите промежуточные итоги выполненной работы, информируйте сотрудников о перспективах развития;

— помните, что «удалёнщикам» важна не только материальная награда, но и похвала, не скупитесь на неё.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Как построить эффективную систему мотивации

Не торопитесь

Постарайтесь не внедрять новую систему одним днём. Занимайтесь этим постепенно: сотрудники должны понять необходимость изменений, принять их, привыкнуть.

Определите критерии премирования

Определите цели компании, после чего привяжите к ним показатели, за которые будет начисляться премия. Дополнительные выплаты всегда зависят от результатов компании за определённый период времени: месяц, год, квартал и так далее.

Важно:

Критерии премирования должны быть чётко сформулированными и понятными не только руководству, но и каждому сотруднику.

Периодически меняйте показатели премирования

Использовать одни и те же показатели долгое время не рационально. Система мотивации требует постоянного анализа и пересмотра, тогда она будет действенной. В рамках маленького стартапа показатели премирования рекомендуется менять каждый квартал. Если компания стабильная, обычно их утверждают на следующий год, а иногда и на более долгий период.

Анализируйте систему мотивации

Пообщайтесь с коллегами, чтобы выяснить, есть ли у них чёткое понимание своих целей и задач. Определите, какие факторы мешают их выполнению. Благодаря такому анализу станет понятнее, какие элементы системы требуют доработки. Желательно проводить анализ не раньше чем через 3 месяца после внедрения новых методов мотивации.

Как понять, что систему мотивации пора менять

В некоторых случаях подход к вдохновению сотрудников на лучшие результаты требует кардинальных перемен. Например:

— должностные обязанности и KPI сотрудников поменялись;

— компания выросла и пополнилась новыми кадрами и отделами;

— быстрая текучка кадров;

— частота выполнения KPI резко упала, сотрудники страдают от выгорания;

— тенденции на рынке поменялись.

Итоги

Мотивировать коллектив крайне важно: от действий руководства зависит, насколько качественно и продуктивно люди будут работать. Если вы научитесь комбинировать разные методы мотивации, а не зацикливаться на одном, это даст наибольший результат. И, конечно же, помните: лучший сотрудник — это заинтересованный и счастливый сотрудник.