Эффективные способы мотивации сотрудников

Разбираем, как улучшить продуктивность и качество работы персонала

Дмитрий Трушев

Дмитрий Трушев

Автор

Эффективные способы мотивации сотрудников
© Фото: freepik.com
Содержание
1. Что такое мотивация
2. Почему мотивация — это важно
3. Причины потери мотивации 
4. Виды мотивации
5. Методы мотивации
6. Как мотивировать сотрудников на удалёнке
7. Как построить эффективную систему мотивации
8. Как понять, что систему мотивации пора менять
9. Итоги

Даже если сотрудники влюблены в свою работу по уши, это не отменяет рутины, усталости и прочих демотивирующих факторов. Руководство должно всеми силами стараться, чтобы подчинённые не прокрастинировали и не выгорали. В нашей статье рассмотрим самые эффективные и актуальные способы мотивации сотрудников.

Что такое мотивация

Это набор мер и приёмов, которые стимулируют персонал лучше выполнять свои обязанности. Различные способы мотивации внедряются в каждой компании, которая держится на плаву. Это помогает удерживать хороших специалистов, повышает эффективность работников, формирует лояльный коллектив, действующий в интересах компании.

Почему мотивация — это важно

Хотя сотрудники получают оплату за свою работу, обычно этого недостаточно, чтобы поддерживать эффективность в коллективе. Грамотно выстроенная мотивация помогает понимать важность своей работы, а также осознавать, что, приложив усилия, они смогут получить больше.

Заставить человека быть эффективным может только правильная мотивация. Причём не всегда она бывает денежная. Кому-то важно, чтобы его заметили и похвалили, кто-то мечтает увидеть своё фото на доске почёта и быть первым. Здесь HR-отдел должен разработать правильные KPI и программу поощрения. Есть сотрудники, которым важно развитие, тогда помогут обучения, развивающие мероприятия и карьерное продвижение. Кто-то ценит заботу компании о семье, когда празднуют дни рождения детей, дарят подарки и, например, путёвки в лагерь.

Выяснить мотивацию сотрудников помогают специальные тесты, которые необходимо проводить хотя бы раз в год, чтобы понимать настроение коллектива, атмосферу в компании и общий настрой.

Причины потери мотивации 

Если эффективность того или иного сотрудника резко упала, причина может крыться и в нём самом, и внутри коллектива, и в действиях руководителя. Здесь крайне важно понять, что именно не так, чтобы на ситуацию можно было повлиять.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Нечётко сформулированные цели и задачи

Работники должны понимать, что и как они должны делать и уж тем более зачем они вообще это делают. Перед ними должна быть чёткая картина их обязанностей. Решить проблему размытых целей и задач можно проработанной должностной инструкцией и внятными поручениями.

Неэффективное управление

Руководитель должен уметь делегировать обязанности, иначе слаженной работы не добиться. Если задачи распределяются неравномерно — например, начальник оставляет всё самое интересное и креативное себе, то сотрудник перестаёт чувствовать, что от него что-то зависит, и это негативно отражается на его мотивации.

Недостаток признания

Если руководство не оценивает старания сотрудников, уровень мотивации заметно снижается. Похвала и поощрение — это эффективнейшее топливо для многих работников!

Отсутствие карьерного роста и перспектив развития

Многим людям важна не только оплата их труда, но и понимание, что со временем они смогут самореализоваться, вырасти как специалисты. Если человек этого не ощущает, желание быть продуктивным постепенно угасает.

Токсичные коллеги

Очень многое в рабочей среде зависит от окружения. Человек проводит значительную часть жизни в коллективе. Если там нездоровый микроклимат, а руководители вместо поддержки постоянно ругают и выставляют ультиматумы, будет сложно удерживать высокий уровень эффективности.

«Удалёнка»

Дистанционная занятость может негативно отражаться на вовлечённости сотрудника. Если он мало контактирует с руководителями и коллегами, со временем уровень его продуктивности может снизиться.

Характер сотрудника

Не будем отрицать, что иногда дело в самом сотруднике — например, он мыслит негативно или у него завышенные ожидания. Ну и вообще человек может не любить то, чем занимается. Тогда повысить его уровень мотивации будет крайне сложно. Держаться за таких сотрудников не стоит: зачастую именно они и есть виновники токсичности в коллективе, которую мы описывали выше.

Чтобы предотвратить выгорание сотрудника, прежде всего, важно понимать, на своём ли месте находится человек. Если он бухгалтер и вы взяли его именно на эту позицию, а у него глаза горят, когда речь заходит о продвижении компании, так, может, предложить ему поделиться идеями? Возможно, перед вами — будущий лучший маркетолог страны. Важно слушать и слышать человека, замечать его старания, вознаграждать словами поддержки и одобрения (здесь необходимо понимать мотивацию человека). Не разрешайте сотруднику работать без отдыха и отпусков. Сначала сотрудник — энтузиаст, но любая работа без отдыха, даже любимая, может привести к выгоранию. Поощряйте сотрудников, растите их, будьте заинтересованы в каждом. Человек должен чувствовать нужность и заботу о нём. Каждый человек ценен, даже если это уборщица. Сделайте ей комплимент. Обустройте офис, создайте уют в кабинете, выделите место и время для отдыха, и тогда вы удивитесь заряженным и эффективным сотрудникам вашей компании.

Виды мотивации

Мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Если понимать разницу между ними, можно выстроить индивидуальный подход к каждому сотруднику. Рассмотрим оба вида.

Внешняя

Как можно догадаться, речь идёт о стимулах, связанных с внешними факторами и материальным вознаграждением:

— увеличение заработной платы;

— премиальные выплаты;

— карьерный рост;

— социальные гарантии и т. д.

Внешняя мотивация — это не только поощрение, но и инструмент контроля. Например, сотрудник приходит вовремя, потому что знает, что при частых опозданиях премии ему не видать — это также проявление внешней мотивации.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Внутренняя

Тут дьявол кроется в таких деталях как личные желания и устремления сотрудника. Внутренняя мотивация направлена на саморазвитие и самореализацию работников, она никак не зависит от материальной выгоды. Возможность личностного роста, любопытство и интерес к своему делу, ощущение значимости своей персоны — всё это тоже может мотивировать людей.

Методы мотивации

Рассмотрим способы повысить эффективность сотрудников подробнее:

Материальные

Премиальные выплаты

Если служащий продуктивен в своих обязанностях, например перевыполняет план или быстрее выполняет поставленные задачи, ему доплачивают. Иногда премии могут выдавать за ценность сотрудника — за его незаменимые навыки или знания.

Комиссионные либо процент

Работнику полагается процент от стоимости услуг или товаров, которые были им проданы. Этот метод мотивации используют как в сочетании с окладом, так и без него, то есть заработная плата сотрудника может полностью состоять из комиссионных.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Нематериальные

Обучение

Это один из наилучших способов, препятствующих выгоранию сотрудников на работе. Обучение помогает поддерживать интерес к работе. Оно может быть самым разным:

— покупайте для подчинённых профильную литературу;

— устраивайте дискуссии для обсуждения профессиональных тем;

— занимайтесь менторством и направляйте сотрудников на вебинары;

— приобретать онлайн-курсы и билеты на тренинги.

Тимбилдинг

Это активный корпоративный отдых. Он направлен на создание сплочённой атмосферы в коллективе через разные игры, квесты и задания. Этот способ мотивации отлично улучшает отношения внутри коллектива и развивает у людей умение работать в команде. Тимбилдинг бывает:

— спортивный: например, турнир по футболу, соревнования по теннису, рафтинг и так далее;

— творческий: подготовка совместной фотосессии или съёмка фильма, музыкальный мастер-класс, просмотр кино или поход на фестиваль;

— интеллектуальный: например, квесты и квизы;

— социальный: субботник, волонтёрство в приюте для животных и прочее;

психологический — сюда можно отнести групповую сессию с коучем.

Не все любят тимбилдинги — это факт. Почему? Потому что считают это бесполезным времяпрепровождением с коллегами, которых и так каждый день видят на работе. НО! Тимбилдинги бывают разные. Здесь важно понимать, как и когда делать такие мероприятия, кому из сотрудников что интересно (чтобы максимально учесть все пожелания).

Именно такие командные встречи принесут большую пользу всей компании: коллектив сплотится, найдутся общие интересы и темы, расширится круг знакомств (возможно чей-то муж окажется тем редким специалистом, которого ищет друг сотрудника Ивана). Всё может быть!

Чего только стоит мозговой штурм довольных коллег. Новые мысли и идеи, новый заряд энергии и приверженности компании — всё это несёт максимальную пользу для роста и развития не только всего коллектива, но и вашего бизнеса. Ведь испокон веков известно, что кадры решают всё. Мир людей разнообразен и велик, важно научиться им управлять.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Геймификация

Элемент игры и состязательности может обеспечить персонал высокой мотивацией. В некоторых компаниях устраивают ежемесячные конкурсы на лучшие показатели, в других начисляют очки за эффективность и выполнение задач. Награда в таких «конкурсах» может быть самая разная: от корпоративного мерча до оплаты отдыха.

Личная беседа

Обратная связь от руководителя в рамках персональной встречи даёт сотрудникам чувство исключительности и мотивирует работать лучше. Старайтесь общаться с подчинёнными не только на тему работы, помогайте развиваться и будьте не просто строгим начальником, но и авторитетом.

Собрания внутри коллектива

Регулярно проводите их не только в проблемных ситуациях, но и для обсуждения актуальных рабочих новостей и процессов. Открыто хвалите персонал, благодарите за выполненную работу, сообщайте о важных сделках, позитивных изменениях и перспективных направлениях.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Возможность путешествовать, работая в разных филиалах компании

Многих сотрудников мотивирует перспектива поехать в командировку в другой город или страну. Возможность путешествовать — прекрасный стимул для персонала быть «лучше, быстрее, сильнее».

Звание амбассадора бренда

Такой метод мотивации используют для руководителей среднего и высшего звена. Если человек стал признанным авторитетом в своей специальности, ему дают право высказываться от лица компании в медиа, а также выступать на крупных мероприятиях в отрасли. Это также помогает человеку развивать свой личный бренд и двигаться по карьерной лестнице.

Краш-тест

Жёсткий, но популярный способ мотивации сотрудников. В условиях кризиса он демонстрирует высокую результативность. Работникам дают срок, в течение которого они должны выполнить KPI, иначе последуют материальные взыскания и увольнения.

Как мотивировать сотрудников на удалёнке

Как уже было сказано выше, сотрудники, работающие дистанционно, тоже должны чувствовать себя частью коллектива. Реализовать это не так просто, когда человек не появляется в офисе и не контактирует с коллегами лично. Если руководитель учтёт, что удалённых сотрудников необходимо дополнительно мотивировать, работа будет идти куда более эффективно.

Что же для этого нужно?

— устраивайте рабочие созвоны и конференции;

— не забывайте регулярно давать подчинённым обратную связь, уделяйте время для личного общения;

— приглашайте сотрудников на корпоративные мероприятия — важно, чтобы они присутствовали и участвовали в жизни компании, если это возможно;

— подводите промежуточные итоги выполненной работы, информируйте сотрудников о перспективах развития;

— помните, что «удалёнщикам» важна не только материальная награда, но и похвала, не скупитесь на неё.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Как построить эффективную систему мотивации

Не торопитесь

Постарайтесь не внедрять новую систему одним днём. Занимайтесь этим постепенно: сотрудники должны понять необходимость изменений, принять их, привыкнуть.

Определите критерии премирования

Определите цели компании, после чего привяжите к ним показатели, за которые будет начисляться премия. Дополнительные выплаты всегда зависят от результатов компании за определённый период времени: месяц, год, квартал и так далее.

Важно:

Критерии премирования должны быть чётко сформулированными и понятными не только руководству, но и каждому сотруднику.

Периодически меняйте показатели премирования

Использовать одни и те же показатели долгое время не рационально. Система мотивации требует постоянного анализа и пересмотра, тогда она будет действенной. В рамках маленького стартапа показатели премирования рекомендуется менять каждый квартал. Если компания стабильная, обычно их утверждают на следующий год, а иногда и на более долгий период.

Анализируйте систему мотивации

Пообщайтесь с коллегами, чтобы выяснить, есть ли у них чёткое понимание своих целей и задач. Определите, какие факторы мешают их выполнению. Благодаря такому анализу станет понятнее, какие элементы системы требуют доработки. Желательно проводить анализ не раньше чем через 3 месяца после внедрения новых методов мотивации.

Как понять, что систему мотивации пора менять

В некоторых случаях подход к вдохновению сотрудников на лучшие результаты требует кардинальных перемен. Например:

— должностные обязанности и KPI сотрудников поменялись;

— компания выросла и пополнилась новыми кадрами и отделами;

— быстрая текучка кадров;

— частота выполнения KPI резко упала, сотрудники страдают от выгорания;

— тенденции на рынке поменялись.

Итоги

Мотивировать коллектив крайне важно: от действий руководства зависит, насколько качественно и продуктивно люди будут работать. Если вы научитесь комбинировать разные методы мотивации, а не зацикливаться на одном, это даст наибольший результат. И, конечно же, помните: лучший сотрудник — это заинтересованный и счастливый сотрудник.

Читайте также