Что такое стереотипы: откуда берутся штампы в голове
И как перестать навешивать ярлыки
Автор
Нескольких секунд хватит, чтобы выудить из сознания примеры сомнительных, но жизнестойких утверждений вроде «место женщины на кухне» или «все мужчины — бабники». Даже если вы с ними не согласны, нельзя отрицать, что такие псевдопостулаты крепко впечатываются в мозг. Как они возникают, какими бывают, можно и нужно ли от них избавляться — разбираемся вместе с психологами.
С древнегреческого «стереотип» переводится как «твёрдый отпечаток», и до 1920-х слово это было в ходу только у работников типографий — так называлась монолитная металлическая пластина, которую использовали при печати.
В типографских стенах оно бы и осталось, если бы в 1922 году американский писатель, журналист и политический обозреватель Уолтер Липпман не издал книгу «Общественное мнение» — серьёзный аналитический труд о влиянии общественного мнения на политику. В ней он впервые использовал термин «стереотип» метафорически, обозначив им устоявшийся образец восприятия событий, явлений, социальных групп — образец упрощённый, иногда примитивный, часто далёкий от реальности, но работающий.
Так слово «стереотип» получило второе значение. Психологи и социологи быстро его растиражировали, и первоначальный смысл уступил место новому.
Как появляются и как работают стереотипы
Стереотипы — это инструменты, которые человечество начало осваивать ещё в глубокой древности. Тогда они помогали выжить: типизация примет, поведения, черт помогала первобытным люди быстрее ориентироваться в опасном окружающем мире и понимать, где бояться-спасаться, где нападать-обороняться, где охотиться-запасаться.
Менялось человеческое сообщество — менялись стереотипы. Одни отмирали; другие укоренялись так прочно, что благополучно добрались до наших дней (например, что хищники первыми нападают на людей); с развитием социума, цивилизации, связей появлялись и множились новые ярлыки.
Стереотипы впитываются нами почти неосознанно — проследить, как они попали в голову и закрепились там, бывает сложно.
Если в семье регулярно повторяют, что в торговле все воруют, СМИ транслируют, что стройность и красота — залог счастливой личной жизни, на работе уверяют, что все айтишники — социофобы, это чаще всего будет воспринято как факт.
Зачем утруждать себя критическим переосмыслением, если за вас уже постарались, выложив готовый набор штампов, причём убедительных: в магазине вам как-то пробили товар не по той цене, красивая подруга благополучно замужем, сосед-айтишник не здоровается.
Личные наблюдения начинают подтягиваться под стереотип, а если не получается, выручает фраза «исключения подтверждают правила».
В процессе формирования собственных стереотипов человек подвержен влиянию различных факторов, которые могут незаметно внедрять в его мышление определённые предубеждения.
Окружающая обстановка, медиа, социокультурные стереотипы и личный опыт — всё это играет роль в создании устойчивых представлений о различных группах людей.
Часто мы не осознаём, как формируются наши стереотипы. Это может происходить подсознательно, когда информация, которую мы получаем, искажает реальное положение вещей. Недостаток знаний или ограниченный опыт могут привести к обобщениям и упрощениям, которые в конечном итоге формируют стереотипы.
В чём их плюсы
По большому счёту, мы запрограммированы на стереотипное мышление: это одна из форм познания.
Стереотипы помогают нам создавать личную картину мира, как если бы это был гигантский шкаф, где всё стоит на своих местах, с понятными ярлычками и штампиками. С ними мы быстрее ориентируемся в различных обстоятельствах, они формируют общие представления (не всегда искажённые), информируют, объединяют. Но одновременно с этим в них заложен мощный отрицательный заряд.
С одной стороны, стереотипы бывают полезны, помогая нам быстро ориентироваться в окружающем мире. Они позволяют нам делать быстрые выводы и принимать решения без необходимости каждый раз анализировать новую ситуацию. Например, стереотип о том, что пожилые люди мудры и опытны, подсказывает нам обратиться к ним за советом в сложной ситуации.
Но также стереотипы могут стать причиной предвзятости, недопонимания.
В обществе они порой приводят к социокультурным проблемам, таким как расизм, сексизм и другие формы дискриминации.
Или могут создавать нереалистичные ожидания и навязывать роли, которые ограничивают свободу выбора и самовыражения.
Когда мы придерживаемся стереотипов слишком строго, мы упускаем возможность увидеть уникальность человека и оценить его именно за то, кто он есть. Поэтому важно осознавать их наличие в нашем мышлении и стараться не допускать, чтобы они мешали нам видеть каждого как уникальную личность.
В чём их опасность
В стереотипах не было бы ничего плохого, будь они нейтральными и не распространяйся на людей, на социальные группы: типажи, профессии, классы, нации, народы. Навешанные ярлыки, обобщающие, утрирующие, искажающие реальность, несут в себе угрозу. С их помощью можно умело манипулировать общественным сознанием, мнением, настроением масс, а это приводит к настоящим трагедиям. Истории такие примеры, увы, хорошо известны.
Важно:
Основные виды стереотипов
Национальные
Они могут касаться внешности, черт характера, привычек, поведения, мышления людей определённой национальности, этноса, расы.
В самом безобидном своём проявлении встречаются в анекдотах.
В самом страшном — в расистской идеологии.
Примеры:
Немцы — педанты.
Финны медлительны.
Французы — романтики.
Социокультурные
Связаны с усреднёнными, часто искажёнными, почти карикатурными представлениями о других странах и народах, их традициях, культуре, быте, жизни там и пр.
Примеры:
В России по улицам ходят медведи.
В Бразилии целыми днями танцуют.
В Белоруссии едят только картошку.
Гендерные
Знакомиться с ними мы начинаем с раннего детства, и потом они ещё долго сопровождают нас по жизни.
Примеры:
Мальчики не плачут, потому что «они же мальчики».
Девочки не дерутся, потому что «они же девочки».
Всем мужчинам нужен только секс, а все женщины меркантильны.
Возрастные
Из многих из них, например, произрастает эйджизм — дискриминация по возрасту.
Примеры:
Молодёжь не уважает старших.
Старики ворчливы.
В таком возрасте ещё рано (уже поздно) об этом думать.
Религиозные
В этом случае предубеждения связаны с представителями различных конфессий или отношением к вере.
Примеры:
Верующие обязаны поститься.
У атеистов нет ничего святого.
Буддисты предаются праздности и безмятежности.
Классовые
Лучшее топливо для классовой ненависти — на них выросла не одна революция.
Примеры:
Богатые люди получили свой капитал незаконно.
Аристократы высокомерны.
Люди с низким доходом не учились в институтах.
Профессиональные
Немалый вклад в формирование этих стереотипов вносят медиа, в первую очередь, фильмы и сериалы.
Примеры:
Актёры — ловеласы.
Бармены разговорчивы.
Бизнесмены — прагматики.
Связанные с внешностью
Могут кардинально меняться в зависимости от времени и моды. Если в начале ХХ начале века в длинноволосых мужчинах видели сплошь поэтов, то в середине — хиппи или вольных художников.
Примеры:
Бородачи — мачо.
Блондинки не блещут интеллектом.
Полные люди — добряки.
В последние годы в обществе распространилось множество стереотипов, которые часто обсуждаются в социальных сетях, медиа, общественных дискуссиях.
Один из самых распространённых из них — успех в молодом возрасте. Сегодня часто подчёркивается, что больших успехов нужно добиваться как можно раньше.
Этот стереотип подкрепляется историями о молодых миллиардерах и успешных стартаперах, хотя на самом деле возможность этого достижения не имеет возрастных ограничений.
Также очень популярен стереотип о том, что для успеха и счастья необходимо соответствовать определённым стандартам красоты и стиля, продвигаемым через социальные медиа. Это становится особенно заметно в контексте идеальных изображений, часто формирующихся нереалистичными ожиданиями.
Как с ними бороться
Искоренить все стереотипы невозможно, да и не нужно, а вот избавиться от самых одиозных реально.
1. Признайте, что у вас есть предвзятые установки, предубеждения, которые искажают ваше видение.
2. Воспринимайте людей как конкретных личностей, обращайте внимание на их индивидуальность, не типизируйте их. Походите по магазинам — вы увидите, насколько кассиры разные: кто-то кричит, кто-то вежлив и корректен, кто-то улыбается покупателям и желает хорошего дня, а кто-то весь в себе.
3. Если ваши стереотипы связаны с конкретной социальной группой, вспомните или найдите её представителя, который ломает шаблон. Например, одинокую длинноногую красавицу-соседку, у которой нет ни мужа, ни даже ухажёра.
4. Не торопитесь использовать расхожие штампы, а ищите альтернативные объяснения. Допустим, человек нахамил вам в транспорте не потому, что он юн, а потому, что дурно воспитан.
5. Хотя бы раз в день выполняйте упражнение «Перенятие перспективы» — примеряйте на себя роль другого человека, смотрите на мир его глазами, думайте, чувствуйте за него.
6. Культивируйте личный опыт: больше, чаще общайтесь с людьми из различных сфер, социальных слоёв, чтобы видеть не только их сходство, но и непохожесть.