Что делать, если в классе вашего ребёнка появился хулиган
Психологические и административные способы решения проблемы
Редактор новостной ленты
«Родители в наше время совершенно не умеют воспитывать детей», — говорил персонаж известного мультфильма Гомер Симпсон. Маленькие хулиганы были и будут всегда. Но почему дети ведут себя плохо? И что делать, если такой забияка появился в классе вашего чада? Разбираемся вместе с детским психологом.
Некоторые дети могут проявлять агрессию и вести себя неадекватно в коллективе. Это создает неприятные ситуации для всех учеников, мешает учебе и портит атмосферу в классе. Однако не стоит сразу занимать позицию нападающего по отношению к трудному ребенку. Сначала нужно разобраться в причинах такого поведения.
Как правило, все проблемы детей, когда речь заходит о каком-то дисфункциональном поведении, уходят корнями в семейную систему. Скорей всего, таким образом дети компенсируют потребность в своей значимости и потребность в принятии.
Обычно хулиганят и ведут себя вызывающе дети, которым не хватает внимания родителей. Они обделены любовью и заботой. Дома им запрещено выражать агрессию, и она находит другие области вымещения. Для детей, которые ещё учатся, таким местом как раз становится школа.
И здесь решается две задачи. Первая задача — сбросить напряжение, которое накапливается в семье, вторая задача — таким образом он может компенсировать свою слабость. Ребёнок пытается завоевать авторитет, получить признание в глазах людей и повысить свою значимость.
Поэтому первым делом стоит поговорить с самим ребёнком, попытаться выяснить, что его беспокоит. Если он не идет на контакт, следует обратиться к его родителям. Но не начинайте разговор с обвинений. Используйте мягкий подход, иначе ваш юный собеседник может просто закрыться от вас или нагрубить, и тогда разговор не принесёт никакой пользы.
Одноклассники могут попробовать сами найти общий язык с хулиганом, но только если речь идёт о старшеклассниках. Там уже можно проявить сочувствие, вывести на откровенный разговор и предложить помощь. Таким образом можно показать подростку, что он может быть услышанным, понятым и даже получить помощь от своего ближайшего окружения.
Однако в случае с детьми младшего школьного возраста нужен другой подход. Ведь мы до конца не знаем, в какой степени стресса находится «проблемный» ребёнок. И вмешательство ровесников может обернуться как успехом, так и провалом, а хулиган станет вести себя ещё агрессивней.
Помощь учителя
Если попытки самостоятельно разобраться с ситуацией провалились, обращайтесь за помощью к учителям и администрации школы. Обсудите с классным руководителем стратегию воздействия на хулигана. Обычно учитель уже в курсе проблемы и видит ситуацию изнутри. Убедите его, что игнорировать такое поведение просто опасно: это может навредить не только вашему ребёнку, но и всем ученикам класса.
Такое поведение — это своеобразный крик о помощи. Есть очень много примеров, когда учитель становился заботливым поддерживающим взрослым и поведение ребёнка кардинально менялось.
Именно у педагога есть инструменты, способные выправить ситуацию. Классный руководитель может вовлекать хулиганов в какую-то работу, которая подчеркнет их значимость. Например, сделать такого ребёнка «помощником учителя». Тогда он почувствует свою ценность для значимого взрослого. Учитель может организовать групповую проектную деятельность, чтобы вовлечь «отщепенца» в коллектив.
Потому что у здорового ребёнка есть потребность быть принятым, быть важным, ценным. И дети, когда находят отклик со стороны авторитетных взрослых, стремятся повторить это поведение, потому что все мы испытываем определённое удовольствие, когда получаем похвалу или признание со стороны других людей.
Идеально действовать через активацию хорошей стороны этих детей. Чтобы они смогли получить признание, но уже более здоровым образом.
Помощь школьного психолога
Ещё один ваш союзник в этом деле — школьный психолог. Профессиональный подход бывает просто необходим в таких случаях. Психолог поможет выявить корни проблемы и найти пути её решения.
У психологов есть разные психологические инструменты помощи трудным детям. Различные занятия в классе по взаимодействию между ребятами, выражению чувств, обучению, правильной коммуникации, обратной связи, развитию эмпатии. Это тоже будет всё в плюс, чтобы ребёнок изменил свое поведение.
Часто такие дети, сталкиваясь с агрессией в семье или ближайшем окружении, не понимают, что это поведение может приносить другим людям негативные эмоции. Потому что в его семье это считается нормой. Объяснить ребёнку, что чувствуют другие люди, помогут групповые и индивидуальные занятия с психологом.
И всё же мягкий подход работает не всегда. Для достижения положительного результата необходима помощь родителей «неудобного» ребёнка. Зачастую они отказываются идти навстречу родителям других учеников и учителям. Если все ваши попытки провалились, воспользуйтесь административными ресурсами школы.
Если мягкие методы не сработали
- Администрация школы может пригласить родителей на консультацию, чтобы обсудить ситуацию.
- Школа может разработать индивидуальный план работы с ребёнком: организовать дополнительные занятия, консультации с педагогами или психологами.
- В крайних случаях школа может привлечь социальные службы.
- Школа может обратиться за поддержкой и помощью в разрешении конфликтов к родителям всех учеников класса.