Образование
30 January, 08:05

Все средства хороши: учим стихи наизусть

Рассказываем, как быстро выучить стихотворение и потом его не забыть

Все средства хороши: учим стихи наизусть
© Фото: freepik.com ©

Выучить стихотворное произведение гораздо проще, чем прозаический текст, благодаря ритму и рифме, однако запоминание стихов не всегда даётся быстро и легко.

Существуют приёмы и методики, которые делают процесс заучивания стихотворения интереснее и проще.

Важно помнить, что не каждое стихотворение можно выучить за 5 минут. Если оно большое по объёму или сложное по структуре, на его запоминание придётся потратить куда больше времени. 

В 2013 году у The Guardian вышел материал, в котором журналист рассказал, как пытался выучить стихотворение «Изречения невинности» английского поэта и художника Уильяма Блейка. За 2 часа он смог запомнить лишь 20 строчек стихотворение состоит из 132-х.

Память — это способность обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию. В настоящее время к основным видам памяти относят ультракороткую память, кратковременную и долговременную.

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Ультракороткую память также называют сенсорной. На данном этапе запоминания обрабатывается информация, полученная от органов чувств, и решается, какая информация будет обрабатываться дальше, а какая будет считаться ненужной. На этот процесс уходит от 15 до 300 миллисекунд.

Следующая стадия запоминания — кратковременная память. Информация сохраняется в ней от 20-30 секунд до 2-3 минут, в зависимости от объёма поступающей информации. Любые новые данные вытесняют сведения, полученные ранее. Через кратковременную память проходит и та информация, которая затем «сохраняется» в долговременной памяти, из которой уже можно её извлечь и воспроизвести.

Как начать

Учить стихотворения гораздо проще в спокойной обстановке — в тишине или под негромкую музыку, кому как больше нравится. Так легче сконцентрироваться на задаче и быстрее с ней справиться.

Не нужно пытаться сразу выучить стихотворение наизусть. Сначала следует прочитать произведение вслух, отметить непонятные слова и уточнить их значение. Гораздо легче запомнить стихотворение, если его общий смысл прозрачен. Иногда для этого требуется обратиться к биографии автора или к реалиям того времени, когда было написано произведение.

Например, Татьяна Ларина в письме к Евгению Онегину пишет:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

По меркам современного мира Татьяна не совершает ничего предосудительного. Она написала письмо, в котором призналась в любви молодому человеку. В начале XIX века для девушки из дворянской семьи подобный поступок немыслим: она вступила в переписку без ведома матери с малознакомым человеком и первая призналась в любви. Если бы Онегин предал огласке факт получения им письма, репутация Татьяны была бы испорчена.

Когда смысл стихотворения понятен, можно прочитать его вслух с выражением. Правильно расставленные интонации помогают лучше запомнить ритм и размер стихотворения, учить такой текст легче, чем монотонный.

Иллюстрация: freepik.com
© Иллюстрация: freepik.com

Облегчить задачу может понимание метра и размера стихотворения. Самые известные метры, о которых упоминают в школе, — это двусложные хорей и ямб и трёхсложные дактиль, амфибрахий и анапест. Строки стихотворения ограничены размером — числом стоп (ударных и безударных слогов).

Хорей

Буря мглою небо кроет…

Ямб

Молчи, скрывайся и таи

Дактиль

Тучки небесные, вечные странники!

Амфибрахий

Последняя туча рассеянной бури!

Анапест

Есть в напевах твоих сокровенных…

Стихотворение также можно выписать на бумагу, чтобы подключить к процессу запоминания мелкую моторику. Некоторые учителя советуют учить стихи не по книге, а по записанному на отдельный листок тексту.

Ассоциации и визуализация

Чтобы быстрее выучить стихотворение, нужно представить его сюжет. Чем больше деталей будет в придуманной картине (или даже небольшом видеоклипе), тем лучше. Кроме того, можно представить звуки и запахи, которые ассоциируются с произведением. Яркие впечатления помогут быстрее выучить текст. Мозг легче запоминает эмоционально окрашенную информацию, это особенность человеческой памяти.

Что делать:

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com
  • Прочитать вслух первые строчки стихотворения, одновременно представляя связанные с ними образы. Повторить несколько раз, закрыв текст.
  • Если первые строчки удаётся повторить, не заглядывая в текст, можно начать заучивать таким же образом следующие строки.
  • Продолжать до тех пор, пока не удастся запомнить стихотворение целиком.

На образном мышлении построены практически все мнемонические приёмы: от древних до самых современных. Такой метод подходит даже тем, кто считает, что у них недостаточно живое воображение: просто на его освоение и применение придётся потратить больше усилий.

Одна из первых систем запоминания появилась благодаря древнегреческому поэту Симониду. По легенде, он присутствовал на пиру, который покинул раньше остальных гостей. После его ухода потолок обвалился, гости и хозяин погибли. Опознать погибших помог Симонид: он хорошо запомнил гостей и места, на которых они сидели.

Позже он придумал систему запоминания, основой для которой стало местоположение гостей на пиру. Для её применения требовалось создать собственную картину здания, в котором есть комнаты и коридоры. Придуманный план здания следовало хорошо запомнить и ассоциировать с его элементами необходимые для запоминания сведения.

Эту мнемоническую технику используют до сих пор. За время своего существования она претерпела некоторые изменения, однако основные принципы остались прежними. В настоящее время её часто называют «Римской комнатой» или «Дворцом памяти».

Аудирование

Таким способом удобно пользоваться тем, у кого хорошая аудиальная (звуковая) память.

Что делать:

  • Записать стихотворение, которое нужно выучить, на диктофон. Текст нужно читать с выражением для лёгкости запоминания.
  • Прослушивая запись, параллельно читать стихотворение (так подключается зрительная память). Этот этап можно повторить несколько раз.
  • Слушать запись и одновременно повторять стихотворение, не глядя в текст. Со временем у вас получится произносить строки одновременно с аудиосуфлёром или даже опережать его.

Если стихотворение достаточно известное, можно найти запись, сделанную профессиональным чтецом или актёром, и использовать её для запоминания. Иногда достаточно включить запись фоном и заняться чем-либо, не требующим умственных усилий. Этот вариант можно использовать для повторения уже выученного стихотворения.

Учить с интервалами

Мозг лучше запоминает ту информацию, которую повторяли несколько раз. Однако на то, чтобы новые данные «сохранились» в долговременной памяти, требуется время. Если не использовать интервалы при запоминании, в большей степени будет задействована кратковременная память. Использование перерывов помогает качественнее запоминать информацию и на более долгий срок.

Что нужно делать:

  • Стихотворение лучше начинать учить за несколько дней до установленного для сдачи срока, чтобы иметь возможность его повторить.
  • Когда стихотворение удалось выучить и повторить несколько раз, не подглядывая в текст, заняться другими делами и вернуться к нему через несколько часов или на следующий день.
  • Перечитать или прослушать заново стихотворение, затем попытаться его воспроизвести по памяти. Заново выучить отрывки, которые не удалось воспроизвести.

Выучить стих с маленьким ребёнком

Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Часто стихотворения требуется учить с маленькими детьми, которые не умеют читать и писать. Ещё им сложно подолгу фокусироваться на одном предмете.

В этом случае поможет аудиосуфлёр. Стихотворение можно записать на диктофон или найти аудио- или видеозапись в интернете и повторять вместе с ребёнком. Запись также можно включить фоном.

Сюжет стихотворения можно нарисовать: сделать иллюстрацию к каждому четверостишию или к каждой строчке. Получится своеобразный комикс, по которому ребёнок сможет восстановить в памяти слова стихотворения.

Стихотворение легче запомнить, если превратить его в песню. Музыка помогает быстрее запомнить текст. Стихи многих классических поэтов служили источником вдохновения для музыкантов. Например, композитор Михаил Глинка превратил стихи Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») в романс.

Материал был обновлён 20.05.2024

Читайте также