Вся информация, размещенная на сайте, касающаяся здоровья и медицины, представлена для неограниченного круга читателей исключительно в ознакомительных целях и не является призывом или основанием для самодиагностики или самолечения. В случае необходимости настоятельно рекомендуем обратиться к врачу.
В вашем окружении есть человек, уверенный, что жизнь к нему несправедлива? Ему всегда мешают добиваться целей внешние обстоятельства, а причиной проблем и неудач становятся другие люди. Он жалеет себя, а окружающие виноваты хотя бы в том, что чуточку успешнее и удачливее. А вдруг такой человек — вы? Так выглядит типичный синдром жертвы. Проблема в том, что реальные жертвы — окружающие.
Что такое синдром жертвы
Синдром жертвы, он же виктимогенный синдром или виктимность — это психологическая установка, при которой человек воспринимает себя как бессильную жертву обстоятельств и уверен, что всё в жизни происходит с ним против его воли, либо вовсе от него не зависит. Такой паттерн поведения может формироваться из-за психологических травм, сложного жизненного опыта или различных длительных ситуаций, где человек действительно был уязвим. Со временем он начинает бессознательно повторять роль жертвы, что значительно влияет на самооценку, решения и взаимодействие с окружающими.
Впрочем, это не только психологическая, но и социальная проблема. Виктимность бывает присуща группе людей, схожих по социальному признаку, порою способна передаваться из поколения в поколение в рамках жизненных установок семьи, а порою наблюдается у целых народов в неблагополучных государствах.
Но глобальные социально-психологические феномены — сфера особого обсуждения. А в данном случае куда важнее возводящие себя в роль жертвы домочадцы, друзья или коллеги. И здесь в зоне риска — женщины, подростки, а также малообеспеченные граждане.
Основные причины
«Жертвами» не рождаются. Ими становятся. Причинами могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Первые имеют большей частью социальный характер (проблема «маленького человека»), вторые — психологический (личная драма, эмоциональное потрясение, длительное травмирующее воздействие). Что происходит с человеком в такие моменты? Включается защитная реакция, задача которой — снизить уровень переживаний и тревоги, а заодно сохранить психическое равновесие.
Среди факторов, сопутствующих развитию синдрома жертвы, можно выделить три основных.
- Травмирующее событие. Какое-либо происшествие, шокирующая перемена, личная драма. Это может быть предательство близкого человека, гибель любимого, военные действия — всё то, что резко меняет привычный уклад жизни и эмоциональный фон, выбивая почву из-под ног. Достаточно, впрочем, и просто череды плохих событий, совладать с которыми у человека не хватает моральных и физических сил. Вера в себя и в способность повлиять на реальность подорвана. Стресс провоцирует подавленность, негативизм, депрессию. И конечно, кто-то в этом виноват. Злой рок, судьба, случай, другие люди. А утешение и сочувствие со стороны становятся допингом, потребность в котором проявляется снова и снова.
- Пропаганда страданий и жертвенности. Такое встречается в семьях с чрезмерно строгими и деспотичными родителями, когда расплатой за провинность становится длительное её искупление. Лишения рассматриваются как нечто позитивное и праведное в ряде религиозных и философских учений, поощряющих роль жертвы. Схожими догматами пользуются политические силы в ряде стран, где сложилась автократия или диктатура. В таких условиях человек уверен, что всё происходящее с ним — разновидность нормы. Никто вроде бы и не виноват. Но он —жертва, и это данность, с которой нельзя бороться.
- Переизбыток заботы и внимания, а проще говоря — гиперопека. Она свойственна как авторитарным родителям, предпочитающим держать детей в «ежовых рукавицах», так и слишком любящим, мягким, которые со своего чада разве что пылинки не сдувают. Способность делать что-то самостоятельно практически отсутствует, беспомощность становится основным паттерном поведения. Способностей, а главное, желания нести ответственность за свой выбор нет. Как отягчающий фактор — зависимость от мнения окружающих и стремление переложить инициативу на другого. В течение жизни такая модель поведения может проявляться слабо, так как человек вынужден что-то решать и как-то действовать (там, где не может улизнуть от этого, перевалив на домочадцев), зато в пожилом возрасте беспомощность проявляется во всей красе, доставляя массу хлопот детям и внукам.
Тревога передаётся ещё в утробе матери от мамы к ребёнку. Когда мама беременна, она становится порой тревожной, переживая: «А как же я его выношу? А вдруг родится инвалид?». Вот эта тревога передаётся от мамы к ребёнку. Соответственно, чтобы ребёнок не был тревожным или смягчил свою тревожность, важно маме самой перестать тревожиться.
Таня Василькова
Психолог
Типичные проявления
Людей с синдромом жертвы можно условно разделить на две категории. Первая — те, кто сознательно или неосознанно прячутся за этим образом, избегая ответственности и уходя от сложностей. Вторая — те, кто боится выйти из привычной модели поведения в ту реальность, где жертвой быть вовсе необязательно, а потому остро нуждается быть жертвой и, если поводов для этого нет, притягивает их.
Наиболее характерными симптомами виктимности являются:
- склонность жалеть себя, внутреннее переживание беспомощности;
- потребность в сочувствии, жалости со стороны окружающих;
- смакование обид и их демонстративное проявление;
- подозрительность и негативизм по отношению к окружающим;
- прямое или косвенное обвинение других людей в своих проблемах;
- стремление любой ценой спихнуть с себя ответственность;
- нежелание признавать вину за негативные события;
- манипулятивные приёмы в общении с окружающими;
- уход в глухую оборону при малейшей возможности посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Типичное поведение человека с синдромом жертвы — выпячивание проблем и неприятностей, чтобы о них непременно знали другие. При этом всячески подчёркивается собственное горевание, страдание, героическое преодоление. Такое опубличивание подчас надуманных преград и невзгод носит нарочито демонстративный характер, нередко вынуждая близких и друзей чувствовать неловкость только лишь потому, что у них всё более благополучно. Такой человек подвержен страхам и переживаниям, принижает себя и одновременно предъявляет претензии другим. А его постоянный поток жалоб и «предустановленный» негативный режим кого годно могут свести с ума.
Если говорить просто и прямолинейно, такой человек бывает несносен. Общаться с ним, будучи в твёрдом уме и здравой памяти, можно лишь вынужденно в силу родственных, деловых или общественно-социальных связей. И подчас такое общение — сущая каторга. Истинная жертва — тот, кто на эту каторгу обречён.
Виктимогенный синдром — это нестабильная самооценка вкупе с эмоциональными качелями. Нередко человек-«жертва» притягивает к себе людей, благодаря которым он может гармонично врастать в свою роль. Муж-алкоголик, ревнивец или домашний тиран, начальник-деспот, лицемерный приятель — всё это окружение, в котором такой человек остаётся добровольно, не находя в себе силы что-либо изменить. Но волевым качествам неоткуда взяться на фоне постоянных жалений себя и бездействия.
П��следствия жертвенности
Синдром жертвы может культивироваться с детства от предыдущего поколения следующему. При этом человек способен жить с его проявлениями много лет и не испытывать негативных последствий. Они будут проявляться для окружающих, вынужденных с таким нестабильным родственником или знакомым взаимодействовать.
Впрочем, такая модель поведения может оказаться и удобной для окружения, если там существование «жертвы» выгодно — мужу-тирану, детям-нахлебникам, наглым родственникам, начальнику-самодуру.
Вот только самого человека с виктимогенным синдромом перманентное зависимое положение, эмоциональная ущемлённость и пассивность неизбежно приводят к неудовлетворенности жизнью. Он становится недоволен всем, что происходит вокруг, а то и вовсе перестаёт чувствовать её «вкус», начинает относиться ко всему индифферентно и упускает возможности изменить жизнь к лучшему. Кроме того, постоянное нахождение в пессимистичном настрое, тревога из-за дня сегодняшнего и страх перед завтрашним провоцируют развитие клинической депрессии, избавиться от которой крайне сложно, так как у человека нет к этому мотивации.
Как итог — члены семьи поначалу пытаются вытащить близкого из этого состояния, но, убедившись в неэффективности своих усилий, при каждом удобном случае избегают общения, друзья один за другим отдаляются, чтобы перестать быть объектами эмоциональных манипуляций, а просто знакомые тем более не стремятся к общению с человеком, с которым им максимально некомфортно. Лишь сердобольные незнакомцы, не ведающие, кто перед ними, в случайно завязавшейся беседе на улице, в магазине, в электричке, готовы посочувствовать и поохать. Но это и всё.
Как не стать «жертвой» по жизни
Первое и главное. Профессиональной «жертве» невозможно помочь, пока она сама этого не пожелает или хотя бы не согласится. В своём психоэмоциональном состоянии такой человек чем-то похож на алкоголика, наркомана и вообще любого зависимого. Важна добровольность.
Часто люди с виктимогенным синдромом отрицают его наличие у себя. И если это вы, если вы признаёте наличие проблемы, значит важный этап преодолён. Однако без помощи психолога и/или психотерапевта не обойтись. Зачастую помогает не только индивидуальная, но и семейная терапия, где каждому отведена своя особая роль.
Взять ответственность на себя
Избавиться от виктимного поведения помогает изменение установок и поведения личности. Специалист поможет выделить деструктивные факторы и создать новую модель поведения, а также реализовать её в жизни. Главная задача — помочь человеку увидеть неэффективность роли жертвы и попробовать взаимодействовать с окружающими иначе. Именно на этом этапе групповая работа наглядно демонстрирует отношение окружающих к постоянным жалобам, показным страданиям и повсеместным обвинениям.
Конечная цель — понимание, что именно вы являетесь творцом своей жизни и что вы способны создать её такой, какой хотите видеть. Чтобы достичь этого, нужно брать ответственность за всё, что происходит жизни. Не впадая, впрочем, в крайности, напоминать себе о том, что именно вы своими решениями и поступками формируете всё то, что с вами происходит.
Это вы решили, какое образование получить, даже если на вас давили родители.
Это вы выбрали себе супруга, который теперь, возможно, портит вам жизнь.
Это вы выбирали себе место жительства, работу, друзей.
Вы выбрали, жить в этой стране или уехать в другую.
Вы выбрали, жалеть себя и страдать или пытаться что-то изменить.
Вы прямо сейчас выбираете, дочитывать ли статью до конца и начинать ли бороться с проблемой.
Вы можете сопротивляться и искать кучу объяснений, почему у вас не было выбора или почему вы были вынуждены, не имея возможности поступить иначе. Либо — просто поступить иначе, а не как всегда.
Как и любой привычный психологический паттерн, синдром жертвы можно преодолеть даже после многих лет пребывания в этом состоянии, но процесс требует времени, терпения и внутренней работы. Главный шаг на этом пути — осознание своей роли в собственной жизни и понимание, что можно изменить восприятие происходящего. Это осознание часто приходит через работу с психологом, когда человек начинает замечать свои установки и реагировать на жизненные ситуации иначе.
Да, избавление от этого состояния может быть сложным, поскольку оно связано с изменением глубоко укоренившихся убеждений и моделей поведения. Работа включает в себя:
• осознание ответственности за свою жизнь — это не значит обвинение себя за прошлые неудачи, а скорее принятие своей силы в том, чтобы менять будущее;
• развитие самоуважения и уверенности — понимание собственной ценности является ключом к тому, чтобы не позволять обстоятельствам и людям брать верх;
• развитие навыков самоподдержки — жертва часто ожидает спасения извне, однако учиться поддерживать себя и находить ресурсы внутри — важный этап трансформации.
Восстановление после синдрома жертвы требует регулярной практики, осознанности и изменений в восприятии. Психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия и техники саморефлексии могут значительно ускорить этот путь. Несмотря на трудности, каждый может выйти из этого состояния, если готов работать над собой и верит в возможность изменений.
Светлана Оруджева
Психолог-сексолог
Искренне себя полюбить
Жертва внутри — не просто психологическая модель поведения. Её можно рассматривать как субличность, некое второе Я. Этот «человек в человеке» остро нуждается в любви, уважении и поддержке, но не знает, как правильно всё это получить. Поэтому заполняет эмоциональный вакуум реальными и созданными переживаниями, заменяя суррогатом чувств истинные. А поскольку ничто иное не способно заполнить пустоту, появляется потребность во всё новых и новых страданиях.
Помочь раскрыть себя миру, созидательным эмоциям и иному восприятию может творчество. В качестве психотерапевтического воздействия его ресурс используют всё чаще. Секрет в том, что развитию инициативности в решении проблем способствует возможность создавать что-то новое, уникальное, индивидуальное. А самовыражение помогает изменить отношение к себе.
Таким образом, одна из составляющих терапии — не борьба с жертвой внутри, а перераспределение возможностей личности на более позитивные действия.
Уберечь от своих ошибок детей
Помимо работы над собой следует поэтапно изменять взаимоотношения с теми, кто находится с вами в созависимых отношени��х. Муж-алкоголик или начальник-тиран не должны получать то, на что рассчитывают — покладистую и затюканную жертву. Коллективная терапия покажет, как правильно этого добиться.
Но особенно важно изменить формат общения с теми, кто полностью зависит от разрушительного виктимного поведения. Это — дети. С ними важно избегать всех тех негативных паттернов поведения, которые будут выявлены в процессе работы со специалистом.
Если человек в силу разных причин годами не брал на себя ответственность, обвинял в собственных несчастьях других, возможно, был созависимым, изменить внутренние установки будет трудно.
Удастся человеку избавиться от синдрома жертвы или нет, зависит во многом от его собственной мотивации. Психотерапия принесёт хорошие результаты, но только если человек действительно готов меняться, если он хочет проявлять волевые качества, намерен брать на себя ответственность и развивать в себе самостоятельность.
Поэтому самое важное, что мы можем делать — это заниматься профилактикой синдрома жертвы, начиная с детского возраста. Многое зависит от нас, родителей, от нашего стиля воспитания. Стоит отказаться от гиперопеки и развивать в детях способность высказывать своё мнение, способность делать выбор. Важно поощрять самостоятельный поиск решений и их реализацию. За успехи ребёнка необходимо хвалить, а в неудачах — поддерживать и помогать искать способы исправления ошибок. Тогда сформируется ответственная позиция, которая поможет в будущем успешно справляться с жизненными трудностями.
Диана Машкова
Врач-психолог
Следует помнить, что «жертва» — не приговор. Сила привычки, впитанной годами, пусть с трудом, но преодолима. А приложенные усилия стоят того: взамен человек получает полную ярких эмоцию насыщенную жизнь, которую сможет формировать сам — так, как этого пожелает. Жизнь без слёз, неврозов, депрессии и постоянных переживаний.