Как понять, что у ребёнка депрессия

Вместе с детским психологом выясняем, как распознать симптомы опасного заболевания

© Фото: freepik.com

Заболевания, связанные с психикой и нервной системой, за последние годы заметно помолодели. И сегодня специалисты обеспокоены ростом детской депрессии. Как помочь ребёнку в сложной ситуации?

Что такое детская депрессия

Депрессия у детей — это психическое расстройство, при котором наблюдается подавленное настроение, заторможенная моторика, снижение настроение. Ребёнок не испытывает радости, у него появляются страхи, тревоги. Всё это может сопровождаться физическими недомоганиями: нарушением пищеварения, головными болями, высыпаниями на коже. Безусловно, дети имеют право грустить, переживать и плакать. Но это не должно носить хронического характера, когда подавленное состояние длится достаточно долгое время.

Распространённость депрессии среди детей

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, до 5% детей и 10–20% подростков могут страдать тяжелым депрессивным расстройством, при котором просто необходимо вмешательство специалиста.

И если подростки уже могут выразить свои чувства, нередко даже выставляя напоказ свои переживания, то дети младшего возраста ещё не могут до конца осознать свои чувства и понять, что же с ними происходит.

Симптомы депрессии у детей

Возраст 3-7 лет

  • страхи и фобии (например, «моя мама может умереть»);
  • боли без видимых причин — в суставах, в животе и т.д.;
  • быстрая утомляемость;
  • снижение концентрации внимания;
  • нежелание играть, снижение активности в целом;
  • сонливость;
  • подавленное состояние, склонность к слезам;
  • нежелание общаться с родными и со сверстниками;
  • плохой сон, ночные кошмары.
Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Возраст 7-12 лет

  • грусть без видимых причин, часто «глаза на мокром месте»;
  • апатия;
  • беспричинные приступы гнева;
  • постоянная раздражительность;
  • сонливость;
  • нет желания общаться со сверстниками;
  • головные боли;
  • стремление к уединению;
  • снижение работоспособности, концентрации внимания.
Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Возраст от 12 лет

  • резкая потеря интереса к любимым занятиям — спорту, музыке, рисованию и т.д.;
  • в разговорах звучат мрачные взгляды на будущее;
  • нет веры в себя, в свои силы и возможности;
  • «селфхарм» — осознанное причинение боли самому себе;
  • увлечение занятиями, опасными для жизни (например, игра «Беги или умри»);
  • подросток проявляет интерес к сигаретам, алкоголю и наркотикам;
  • в разговорах проскакивает тема суицида, пишутся прощальные письма, раздаются любимые вещи;
  • полное безразличие к родным и окружающему миру.

Факторы риска развития депрессии у детей

Депрессия у детей — это заболевание, которое вызвано биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

  1. Гипоксия — кислородное голодание мозга ребёнка во время беременности и родов.
  2. Генетическая предрасположенность — среди близких родственников нередки случаи выявленной депрессии.
  3. Недостаток внимания. Современная проблема, когда родители много работают, и у них не остаётся сил на эмоциональную связь с ребёнком. Либо в семье появляются младшие сёстры и братья, на которых переключается внимание взрослых.
  4. Эмоциональное потрясение. Смерть близкого родственника, ровесника, домашнего животного. Развод родителей.
  5. Обстановка в семье. Ссоры между родителями, «игра в молчанку» (когда взрослые не разговаривают друг с другом несколько дней), появление в доме отчима или мачехи.
  6. Абьюзивные отношения со стороны взрослых, эмоциональное насилие. Излишний контроль, отсутствие личного пространства, публичное унижение, несоблюдение личных границ ребёнка.
  7. Нет контакта с ровесниками. С ребёнком не играют в коллективные игры в детском саду или школе.
  8. Буллинг в школе со стороны одноклассников или учителя.
  9. Проблемы с учёбой. Ребёнок не успевает усвоить материал, «скатывается» по ряду предметов. Одновременно вместо помощи со стороны родителей слышатся только упрёки и наказания.
  10. Хронические заболевания и инвалидность, которые могут диагностировать у ребёнка, также могут вызвать депрессию.
  11. Отсутствие в окружении взрослого, которому можно доверять и делиться проблемами.
  12. Физическое и сексуальное насилие, которому мог подвергнуться ребёнок.

Родители обязательно должны обратить внимание на рацион питания. В последнее время дети поглощают огромное количество быстрых углеводов, особенно сахар в самых различных видах. Такое количество сахара и его производных приводит к нарушению в работе ЖКТ. Уже известно, что серотонин в основном вырабатывается именно в кишечнике. Вот почему меню ребенка должно быть сбалансированным, рациональным. Побольше свежих овощей, фруктов и ягод, особенно сезонных. Это вклад родителей в то, чтобы детская нервная система была устойчива к тому огромному количеству вызовов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в самых различных сферах.

Диагностика депрессии у детей

Чтобы поставить диагноз «депрессия», необходимо комплексное обследование у таких специалистов как педиатр, детский невролог, психиатр, гастроэнтеролог, дерматолог, хирург, психиатр.

  1. Чтобы исключить соматические заболевания (патологии на физиологическом уровне, вызванные психологическими травмами), педиатр выдает направление на стандартные анализы. Также во время консультации он опрашивает родителей.
  2. «Узкие специалисты» — хирург, дерматолог и гастроэнтеролог — после клинических, инструментальных и лабораторных исследований должны окончательно исключить соматические заболевания.
  3. Невролог направляет на такие исследования как УЗИ, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию.
  4. На консультации с клиническим психологом у детей старше 3 лет специалист при помощи самых разнообразных тестов выяснит психоэмоциональное состояние пациента.
  5. После того, как специалисты исключили соматические заболевания, к диагностике подключается психиатр. Он изучит данные анализов, заключение других специалистов, оценит поведение и реакции ребёнка. И только после этого поставит окончательный диагноз.
Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Лечение и поддержка детей с депрессией

На сегодняшний день основными являются следующие методы лечения:

  • лекарственная терапия;
  • психотерапия.

Специалисты подчёркивают, что лечение должно быть комплексным, а одновременно с ним проводятся социально-реабилитационные мероприятия.

Лекарственная терапия. Антидепрессанты назначает врач. Чаще всего назначают препараты, повышающие уровень серотонина. Эффект наблюдается через несколько недель после начала приёма.

В области психотерапии специалисты самым продуктивными считают когнитивно-поведенческие методы: маленький пациент учится осознавать и выражать свои эмоции, менять и контролировать своё поведение с помощью специальных техник.

Помочь создать гармоничные, доверительные отношения призвана семейная терапия, на которую ходят и ребенок, и родители. Родители учатся не только слышать ребёнка, но и узнают о способах помощи, а также об условиях, при которых удастся преодолеть депрессию.

Очень важно в дальнейшем периодически посещать врача, чтобы исключить рецидивы. Родителям нельзя самостоятельно отменять лечение, даже если ребёнок внешне выглядит выздоровевшим.

Профилактика депрессии у детей

Профилактикой депрессии и её рецидивов — это не только забота и доверительные отношения. Взрослые должны замечать, когда детская нервная система перегружена. Часто в погоне за социальным успехом родители нагружают ребёнка огромным количеством дополнительных занятий, спортивными секциями и кружками. И выставляют высокие требования. Безусловно, это связано с тем, что ребятам желают успешного будущего. Но у каждого человека свои параметры нервной системы. Кому-то нужно больше времени на восстановление.

  1. Ребёнок должен быть уверен. что родители полностью принимают и любят его таким, какой он есть. Его не сравнивают с «с сыном лучшей подруги». За удачи хвалят, с неудачами помогают справиться, если нужна помощь.
  2. В семье не должно быть «фаворитов» — ко всем детям равноценное отношение.
  3. Уважение личных границ ребёнка. Его увлечения поощряются, его личные вещи, книги и игрушки не выбрасываются и не раздариваются без его согласия. В дверь комнаты, где находится ребёнок, необходимо стучать и спрашивать разрешения войти.
  4. Необходимо с раннего детства приучать малыша основам коммуникации: как правильно общаться с ровесниками и взрослыми.
  5. Следует вовлекать ребёнка в общие дела: согласовывать маршруты поездок, планировать вместе отпуск, выходные, меню на ужин и т.д.
  6. Учить быть самостоятельным: доверять покупки в магазине, готовку несложных блюд и т.д.
  7. Не стоит перегружать ребёнка внешкольной деятельностью. У него должно оставаться личное время — например, на прогулки и игры с друзьями во дворе.
  8. Разговаривая с ребёнком на равных, не превращайте его в «жилетку»: не надо «навешивать» на него свои взрослые проблемы, жаловаться на неудачи. Вы с проблемами справитесь, а ребёнок будет переживать, что не может помочь.
  9. Если в школе ребёнок подвергается травле, не стоит отмахиваться от проблемы. При пассивном отношении школьной администрации следует подумать о переводе в другую школу.
  10. Не стоит ругать ребёнка, если он часто меняет свои увлечения. Он ищет себя и обязательно, при поддержке взрослых, найдёт занятие по душе.
  11. Хорошей профилактикой станет ограничение времени с гаджетами. Но запрещая что-то, нужно предложить альтернативу: совместные прогулки, поездки.
Фото: freepik.com
© Фото: freepik.com

Заключение

К сожалению, депрессия может вернуться. Через год у четверти детей отмечают рецидивы заболевания. Профилактика позволяет снизить риск появления первоначальной депрессии. Одно из главных условий психо-эмоционального здоровья детей — благоприятная семейная обстановка.

Материал был обновлен 02.07.2024