10 советов, как можно избежать конфликтов
Несложные шаги помогут не допустить ссоры
Автор
Не все конфликты можно предотвратить, но отсутствие агрессии и правильное поведение способствуют выстраиванию более конструктивного диалога.
Интересы, потребности и границы у каждого человека свои. Они могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. В этом случае возникает конфликт. Да, ссоры и недопонимания — часть обычной жизни, но так хочется, чтобы их было меньше, ведь каждый из таких эпизодов превращается в стресс, портит настроение и угрожает отношениям даже с теми, кем мы дорожим.
Поэтому многие стараются избегать конфликтов или превратить их в конструктивный, аргументированный диалог. Для этого существует несколько основных способов и лайфхаков.
1. Предотвратить ссору
Редко неприятные ситуации вспыхивают мгновенно, гораздо чаще им предшествует цепочка разговоров, действий или замалчиваний. Многие способны почувствовать, когда атмосфера накаляется. Именно в этот момент стоит сделать шаг назад и постараться найти точки соприкосновения.
Самый действенный способ — просто дать и себе, и оппоненту время на то, чтобы остыть. Проанализируйте, что вас раздражает, проработайте накопившиеся претензии.
Чтобы и вторая сторона была готова к мирному решению конфликта, используйте метод психологического поглаживания: похвалите человека, выразите восторг его качествами, работой или сделайте для потенциального противника что-то приятное. Гораздо сложнее ссориться с тем, кто угостил вкусным пирожным или помог со сложным отчётом.
2. Понять причины
Если конфликт раз за разом возникает с одним и тем же человеком, важно разобраться в ваших отношениях. Понять, почему сложно именно с ним разговаривать мирно и спокойно. Может, даёт о себе знать давняя обида? А может, дело просто в противоположных взглядах на жизненные ситуации?
Иногда с тем, кто то и дело заставляет понервничать, проще сократить общение или свести его на нет.
Важно:
3. Контроль за жестами
Некоторые специалисты уверены, что лишь 20% информации мы получаем через то, что нам говорят. Остальное — невербальные сигналы: они могут считываться как агрессия, негативное отношение к собеседнику, нежелание говорить.
К жестам, которые лишь подогревают накал ссоры, относятся:
• Скрещённые на груди руки;
• Прикосновение к подбородку и шее;
• Сцепленные в замок пальцы;
• Руки на талии или ремне.
Важно:
Не менее важно то, как громко вы говорите. Крик и шёпот — две стороны одной медали в случае ссоры. Они могут восприниматься как попытка доминировать над собеседником. Поэтому говорите спокойно, размеренно, нейтрально.
4. Дать высказаться
В пылу ссоры велик соблазн начать монолог о том, что вас не устраивает. Но если вы не хотите конфликта, дайте высказаться другому человеку. Вам может очень хотеться перебить его, показать слабые моменты в его аргументах, однако придётся быть сильнее и спокойнее.
Важно:
Услышьте оппонента, поймите, что он хочет донести, может быть, ваши противоречия не так глобальны, как казалось. А если точек соприкосновения нет, то признайте, что каждый имеет право на своё мнение, взгляды на жизнь. Отметьте: разные позиции не помешают вам уважать и принимать близкого.
5. Пошутить, но без сарказма
Лёгкая шутка способна снизить градус напряжения, если она не адресована оппоненту. Не будьте слишком серьёзным, юмор позволит чувствовать себя комфортнее и вам, и второй стороне диалога.
Однако саркастические замечания могут привести к обратному эффекту: собеседник решит, что вы стараетесь задеть его или оскорбить.
6. Сделать паузу
Иногда градус беседы повышается стремительно, а эмоции берут верх над разумом. В такой ситуации аргументированной, спокойной беседы точно не получится. Поэтому лучшим решением станет взять паузу, просто закончить разговор и вернуться к нему позднее.
Перерыв в диалоге помогает и в семейный ссорах, и в спорах с коллегами. Когда вы и собеседник остынете, разговор можно будет продолжить, опираясь на разумные доводы.
Важно:
7. Говорить о себе
«Я-сообщения» — настоящий спасательный круг в любом диалоге. Это прекрасный способ донести до собеседника, что вы чувствуете, объяснить триггерные точки. «Я чувствую себя обманутым!» звучит гораздо приятнее, чем «Ты меня обманываешь!»
Научиться пользоваться «Я-сообщениями» не так просто, но со временем это входит в привычку. Они помогают собеседнику увидеть ситуацию глазами другой стороны. Например, в ссоре с мужем или родителями важно открыть им свой мир, показать, как ощущаются их слова или действия.
Важно:
8. Искать решение проблемы
Настоящая цель любой ссоры или конфликта — найти решение проблемы. Поэтому всегда придерживайтесь алгоритма:
• Проанализировать и понять, есть ли проблема, или
вы обсуждаете эфемерные понятия;
• Определить суть проблемы и найти пути её решения.
Сообщите второй стороне диалога, что вы настроены решить задачу, а не выяснить, кто прав. Так из оппонентов вы превратитесь в союзников.
9. Пойти на уступки
Когда вы понимаете, что предмет ссоры для вас не имеет особого значения, а для собеседника он очень важен, проще согласиться, чем продолжать конфликт. Подумайте, так ли важно доказать свою правоту, пожертвовав отношениями и создав стрессовую ситуацию.
Важно:
10. Найти третью сторону
Когда разговор получается слишком эмоциональным, стоит выслушать мнение незаинтересованной стороны. Скорее всего, аргументы другого человека и вы, и оппонент будете готовы услышать с большим желанием, чем то же самое из уст друг друга.
Важно: